Пол Нэш — английский живописец-абстракционист, скульптор, график. В годы Второй мировой войны он работал художником-репортером при министерстве воздушных сил и видел все ужасы человеческой бойни глазами летчика. Творчество Нэша в полной мере отражает трагедию поколения, чья юность совпала с годами Первой мировой войны, а зрелость — со страшными годами фашистской оккупации. Зыбкость человеческой жизни, очень часто становящейся игрушкой в чьих-то руках, которую можно сломать и перевернуть по воле случая, — вот то, что наполняет его работы, является основной темой его произведений.
Сам Нэш был непосредственным участником обеих войн, не раз смотрел в глаза смерти; он видел сотни и тысячи погибших людей, уничтоженные города. Собственное тяжелое ранение не сломило его волю. Даже будучи тяжело больным, он поднимался на самолете в небо, чтобы затем передать на холсте увиденное летчиком одинокое поле с редкими фигурками санитаров, подбирающих задушенных ипритом англий — \ ских солдат. Обломки самолетов, искалеченные люди очень долго не отпускали Нэша.
Вновь и вновь он брал в руки карандаш и кисть, чтобы напомнить людям о страшной трагедии. Его «Мертвое море» изображает беспорядочное скопление погибших фашистских самолетов, словно успокоившуюся навеки безумную стихию, которая уничтожила миллионы жизней.
Работа над картиной началась после серии фотографий, сделанных на кладбище немецких самолетов. Фон картины — прозрачное ночное небо, пронизанное безжизненными лунными лучами, — только обостряет ощущение страшного сна, от которого хочется поскорее пробудиться. Груды смертоносного металла предстают в картине жутким миражом, который не развеется с восходом солнца.
Стиль художника вырабатывался годами. Сразу после окончания школы Слейда он работал в традиционный манере, затем, по мере распространения кубизма в Англии, начал создавать беспредметные пейзажи, сочетая элементы геометрической живописи с абстракцией.
Рисунки с натуры, военные репортажи, скульптуры в бомбоубежищах лондонского метрополитена… В его работах всегда чувствовались скрытая патетика и идеи гуманизма, безусловно, движущие миром. Не случайно на полотне «Мы строим Новый мир» восходящее солнце вливает новую жизнь в засохшие деревья.
В 1933 г., сблизившись с крупнейшим художником-абстракционистом Беном Николсоном, Нэш организует «Первое подразделение» — группу живописцев, не имевших ничего общего в стилистике художественного мастерства, однако «стоявших на одной художественной платформе». Группа просуществовала недолго, однако она дала основу для развития и объединения творчества художников-формалистов.
Поиск способа самовыражения Нэш не прекращал и уже будучи известным мастером. Нахождение новых приемов как в живописи, так и в скульптуре, позволяли ему в схематичных по своей сути композициях передавать величественность и монументальность, что не оставило зрителей равнодушными. Для Нэша очень характерно ясное чувство завершенности композиции даже в сюрреалистичных и абстрактных работах, к которым он приходит в конце своей жизни и творческой деятельности, оказавшей немалое влияние на художников XX в. далеко за пределами его родной страны.