Картина болонского живописца Гвидо Рени «Моисей и сбор манны небесной». Размер картины 280 x 170 см, холст, масло. Библейская манна считается особого рода веществом, которым питались евреи в пустыне во времена исхода из Египта. Когда они, во время странствования, стали испытывать голод, то подняли ропот на Моисея.
На следующее утро пустыня оказалась усыпанною каким-то белым крупитчатым веществом, которое было сладковато на вкус и питательно. Это и была манна, которую Моисей велел собирать и делать из нее лепешки. С этого времени манна сделалась постоянным источником пропитания народа, до самого вступления его в Палестину.
В некоторых частях Синайского полуострова и доселе встречается вещество, по своим свойствам похожее на библейскую манну и даже теперь называемое местными арабами манна Эссема — «небесная манна». Это — беловатое смолистое вещество, имеющее душистый запах и высачивающееся из стволов кустарника тамариска. Тамариск растет в западной половине Синайского полуострова, в каменистой Аравии и в области заиорданской.
Собственно, на Синайском полуострове истечение этого смолистого вещества бывает только в мае и июне, после зимних дождей. Оно имеет вкус меда и сочится из кустарника, как клей или смола из вишневого дерева. При падении на землю манна принимает в себя и разные другие элементы, так что для употребления ее требуются известные приспособления. Арабы варят ее в горшке, затем пропускают через полотно для очищения от посторонних примесей и потом сливают в жестянки, в которых она может сохраняться по несколько лет. Местные бедуины и греческие монахи едят ее с хлебом, как приправу, но она никогда не заменяет хлеба.
Такая тамарисковая манна имеет весьма отдаленное сходство с той манной, которой питались евреи, как хлебом: она непитательна, да ее было бы и совершенно недостаточно для народа более двух миллионов душ, для которых потребовалось бы до полмиллиона пудов еженедельно, между тем как тамарисковой манны даже в хорошие годы собирается не более 420-500 кг в год. По более подробному библейскому описанию «манна была как кориандровое семя, белая, вкусом же подобна лепешке с медом» . Со временем эта однообразная пища надоела евреям, так что они роптали и называли манну «негодной пищей» , или, точнее, «слишком легкой»; но они не голодали и, во всяком случае, не умирали с голода, как это было бы неизбежно при питании манной тамарисковой, которая не содержит в себе азота.