При жизни Поля Гогена его и его полотна окружало немало скандалов, и один из них связан с работой «Христос в Гефсиманском саду», написанной в 1889 году.
Этот сюжет притягивал многих художников на протяжении всей истории живописи. Дюрер, Ге, Поленов, Доре, Крамской, Врубель, Бернар и многие другие имеют в своем творческом наследии работу с таким названием. Но ни один не рискнул изобразить в образе Христа себя.
В начале 1889 года живописец страстно увлекся изучением Библии, в результате чего на свет появились четыре полотна, изображающие Гогена в образе Иисуса. Представленное полотно — одно из наиболее ярких и известных работ. Благодаря сохранившемуся письму Гогена к Шуффенекеру известно, что для самого живописца эта работа имела колоссальное значение.
Мастер попытался изобразить боль покинутого, и неважно человек это или бог. В лице низвергнутого кумира читаются страдания. Покинутый учениками и последователями он трагически склонил голову. Его черные мысли и печальную душу Гоген передал посредством фона — мрачного, темного и таинственного.
Краски выбрал Гоген мрачные — синий, зеленый колорит выглядит еще более темным на фоне яркой палитры, изображающей лицо Христа-Гогена. Кульминация картины составляет диагональ — зритель невольно переводит взгляд от мрачного лица Иисуса к удаляющимся небольшим фигурам покидающих его людей.
Известно, что об этой картине Гоген писал Ван Гогу, который уже в это время был тяжело болен, и находился в приюте Сан-Реми. При этом сам Гоген понимал, какую реакцию может вызвать данная картина и не раз отмечал, что она не предназначена для публичного просмотра. «Я оставлю ее себе» — говорил живописец.
Сегодня искусствоведы отмечают, что «Христос в Гефсиманском саду» явился тем полотном, где наиболее явственно читается мотив одиночества, который то там, то там мелькает во всем творчестве Гогена.