Море, это друг или противник? Смотря на картину И. К. Айвазовского «Море», невольно задаешь себе этот вопрос. Я не раз видела море спокойным, окруженным штильной тишиной, наблюдала и ревущий, кипящий шторм. Все это будоражило мою фантазию и усиливало чувство превосходства стихии над маленьким человечишком. Хотел ли художник изобразить то, что по мощи не знает никого равного себе? Или он, призывая к благоговению, показывал, что море бывает разным? А может быть, идеей было показать, что и люди и море готовы плодотворно сотрудничать?
Люди малы перед ним, но и оно готово стать незначительней. Ниже скал, меньше неба, отражать в себе светила ночи и дня, носить на водных крыльях своих корабли. Поразительно, но синонимом слова «море» в русском языке является слово «множество». Таким образом люди признают силу моря, в то время, когда само оно лежит по уровню ниже земли. Именно такую разницу я и увидела на картине Айвазовского. Бушующее море, кажется, сейчас набросится на огромные скалы, и смоет их навсегда. Но людей, которые сидят на берегу, оно не тронет, как не пытается оно дотянуться до них своей набегающей волной.
Не повредит море и кораблю, пришвартованному у берега. Оно кораблик наклоняет, бросает из стороны в сторону, играется им, как маленький ребенок забавляется. Но не навредит, не бросит о скалы. И этому гарантией служит появившаяся из-за туч луна. Она как мать наблюдает за шалостями своего крепыша. Своим светом проложила границы баловству морских пучин. И хотя картина написана не яркими и сочными тонами, для меня она не кажется ни страшной, ни тревожной. Я, как и те люди, которые чего-то ждут на берегу, готова смотреть и смотреть на море, внутренне обогащаясь радостью и восторгом.
Как и человек меняется в настроении, так и море живет и проявляет свои эмоции. То оно доброе, как кошечка мурлычет. То, как тигр разъяренный! Готово найти себе «добычу», чтобы терзать, и получать неимоверное удовольствии от силы, которой обладает, которой управляет, и которая наводит страх. Но кроме трепета, веет и благоговением!