Картина «Морской берег» — один из первых шедевров великого Мастера. Она написана в 1840 году, когда молодой Айвазовский был отправлен в Крым для самостоятельной работы. Еще неопытный живописец смог необычайно талантливо передать не только вид бескрайнего водного простора, но и всю атмосферу тревожности предгрозового побережья.
Море еще не грозное, оно еще не вздымает водяные валы, точно горные вершины, еще светлые волны у берега обманчиво игривы и наполнены солнечными лучами. Но уже слишком тревожно надвигаются лиловые тучи, закрывая безобидные, белые облака, уже слишком низко и близко к берегу парят чайки, держась вместе, уже слишком черная линия горизонта. Да и корабли уже в море, чтобы не разбиться о прибрежные камни.
Среди этой гнетущей тревоги ярко выделяется фигура странника. Он не спешит прятаться от приближающегося шторма, он не бежит домой от водяного урагана, да, похоже, что и дома у него нет. Он смотрит вдаль. Что его так влечет туда? Быть может, там его Родина, которую не видно, но она там, и странник это точно знает. А может, наоборот, его влекут неизвестные, неведомые земли, где всегда тепло, где люди добры и приветливы, где нет нищих и голодных?
Жизнь странника, скорее всего, тоже была бурной, тревожной, не спокойной, как это море. Вероятно, поэтому его не пугает грозовое небо и хмурая водная ширь. Она его зовет, влечет, манит.
Можно гадать об этом десятки и сотни лет, как люди и делают, стоя у бессмертных шедевров Айвазовского.