По-детски наивного и романтичного Руссо постоянно привлекали таинственные земли, дикая неизведанная природа, а тема джунглей многие годы занимала в его творчестве центральное место, сделав его известным не только на родине. Примечательно, что художник только по слухам посещал Мексику, хотя дальше Франции и столичного Ботанического сада, он не бывал.
«Нападение в джунглях» — первая картина, с которой Руссо начал победно шествовать к творческой вершине; с нее начинается цикл под названием «Джунгли», длившийся более 15 лет, хотя после указанной работы, к теме джунглей он вернулся только через несколько лет.
Академия живописи и скульптуры не приняла работу, поэтому художник выставил ее в Салоне независимых, услышав на этот раз не только традиционные насмешки, но и положительные отклики отдельных критиков, нашедших в работе глубину и сложность. Для Салона, автор дал ей название «Сюрприз!». .
Автор тщательно работал над полотном, стараясь как можно ярче передать насыщенные краски джунглей, а также создать ощущение хлещущего дождя — он даже сумел открыть собственный метод, позволяющий сделать это с помощью серебряной краски. Название «Сюрприз» предполагает, что охота для зверя оказалась удачной, хотя по заявлению самого Руссо, тигр собирался прыгнуть на исследователей.