Одной из знаменитых работ Поля Гогена можно считать полотно «Кафе в Арле». Картина написана в 1888 году и в данный момент хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Картина интересна с точки зрения композиции и напоминает в своей манере способ изображения Ван Гога. Для полотна характерны цветовые контрасты, яркие насыщенные оттенки, черный настойчивый контур, сниженный объем и почти плоскостное рисование.
Рисунок получился примитивным, без детализации и утяжеляющих подробностей.
На переднем плане картины справа изображена женщина, облокотившаяся на белую поверхность стола. Перед нами мадам Жину, жена хозяина кафе. Следует отметить то, что здесь мы можем заметить искажение пропорций, утрирование параметров предметов, их намеренное преувеличение с нарушением перспективного изображения. Предметы на столе перед женщиной смотрятся необычно и отстраненно, точно самостоятельный образ.
Сам женский образ на переднем плане картины загадочен, сродни джокондовскому, со скрытым чувственным состоянием, едва поддающимся разгадке. Черно-белая одежда придает образу мадам Жину категоричности, а на лице проскальзывает тень утомления и какой-то эмоциональной усталости.
Несколько поодаль изображен бильярдный стол, а еще дальше посетители кафе, различные, но тем не менее, типичные для подобного рода заведений.
Бильярдный стол представлен пустующим, что еще больше подчеркивает его массивность и несоразмерность. Изображение стола уравновешивает композиционное построение полотна, не давая одним образам перетянуть на себя всю картинную структуру, создав тем самым пропорциональные искажения.
Задний план полотна более наполнен образами и деталями. Немногочисленные посетители и завсегдатаи кафе изображены обобщенно, едва обозначены и почти сливаются в одно яркое многоцветное пятно. Над компанией посетителей вьются струи дыма, придавая атмосфере кафе призрачности и иллюзорности, нереальности.
Несмотря на очень яркие краски, с помощью которых вылеплено пространство кафе, тем не менее ощущается атмосфера равнодушия и тоски, безразличия и забытья. Точно сквозь замутненное стекло перед нами проступают очертания главных образов полотна, посетителей кафе в одном из городков на юге Франции.