Один из самых передовых художников своего времени — Иоганн Генрих Фюссли, уроженец Швейцарии, сын портретиста Иоганна Каспара Фюссли.
Под влиянием отца, а также президента королевской академии искусств Джошуа Рейнольдса Фюссли занялся живописью. В 1770 году живописец отправляется в Италию. Изучение фресок и картин Микеланджело сильно повлияло на дальнейшее творчество художника. Также на работы живописца повлияли фигуры из мира литературы, например, Шекспир.
Фюссли был назначен профессором живописи в Королевской академии и стал одним из лучших английских художников XVIII века.
Как и у современника Уильяма Блейка, сила Фюссли как художника заключается в яркости образов. Подтверждением является картина «Кошмар» — самый необычный шедевр мастера.
Фюссли заново открыли экспрессионисты и Сюрреалисты XX века, восхищавшиеся его творчеством.
Картина, созданная вскоре после возвращения художника из Италии, впервые была показана публике в 1782 году, на ежегодной выставке в академии. Ее мгновенный и шумный успех способствовал тому, что Фюссли завоевал репутацию творчески талантливого лондонского художника. После необычайной популярности своего первого полотна художник создает три другие картины
Картина изображает спящую женщину, беспомощно расположившуюся на краю своей постели. Ее «кошмар» — обезьяноподобный инкуб, сидящий на теле несчастной женщины. Изображение лошади иллюстрирует скрытый смысл картины: английское название «Nightmare», переводящееся как «Кошмар», создает сложный каламбур с переводом «Night mare» — «Ночная кобыла». Помимо этого лингвисты выяснили, что название полотна также отсылает нас к инкубу, вероятно, тому самому монстру на кровати.
Тем не менее, точный смысл и скрытая символика образов остаются неясными. Также без ответов остаются вопросы о том, почему женщина лежит в столь беспомощной позе и есть ли сексуальный подтекст в расположении фигур на картине.
Некоторые искусствоведы считают, что картина была вдохновлена германскими легендами о демонах, которые приходят в ночное время в образах лошадей, ведьм и так далее. Другие историки полагают, что ночной кошмар иллюстрирует безответную любовь художника к Анне Ландхольд — женщине, которую художник встретил во время путешествия по Европе. Данная версия подкрепляется тем, что на обратной стороне холста найден незавершенный портрет женщины.