Казалось бы, в конце XIX века в женский портрет сложно было привнести что-то новое. Женщин писали все — начиная с самых «махровых» академиков и заканчивая рьяными модернистами. Но женские портреты Кассат все же несколько отличаются от портретов других художников — в том числе, и импрессионистов.
В искусствоведческой литературе можно найти по этому поводу примерно такие слова: «Художница видела в своих героинях душу». Но ведь нельзя же утверждать, что другие живописцы не видели в своих моделях ни души, ни характера, ни индивидуальности. Мы называем великих портретистов «великими» именно потому, что они раскрывали внутренний мир своих героев. И таких портретистов было в истории живописи вполне достаточно. В таком случае — чем нов взгляд Кассат на женщину? Прежде всего, тем, что она сама была женщиной.
Именно поэтому она смогла привнести в женский портрет совершенно незнакомую до нее интонацию. Представленные здесь работы — «Леди за чайным столом», 1883-85 , «Объяснение» и «Портрет Селесты в соломенной шляпке», 1891 — интересны как раз этой особенной интонацией, призвуком, которых не было ни у кого другого.