На картине представлена типичная венецианская терраса, выложенная разноцветными плитами и обнесенная по периметру мраморными перилами.
На противоположном берегу реки, по мнению некоторых исследователей — Леты, виднеются скалистые горы со множеством пещер, селение у подножья одной из гор и замок на ее вершине-немного странный и таинственный пейзаж, над всем эти небо с нежными облаками, отражающимися в зеркале водной глади.
На террасе несколько фигур. В углу террасы мраморный трон, на котором сидит Богоматерь с опущенной головой и сложенными в молитве руками.
Слева от нее, склонив голову сидит женщина в венце, справа ближе к зрителю-другая женщина, высокая, молодая и стройная, в черной накидке на плечах, похожей на ту, которые и по сей день носят венецианки.
За мраморными перилами расположились два старца — исследователи полагают, что это, скорее всего, апостолы Павел и Петр. В руках у Павла меч, выражение его лица сурово и контрастирует с ласковым взглядом второго апостола, с умилением наблюдающего за группой, расположившейся в центре террасы.
Здесь, в глиняной вазе растет невысокое деревце, вокруг которого забавляются четверо малышей. К ним с другого конца террасы направляются двое святых — Иов, с молитвенно сложенными руками, и юный, поражающий своей поистине божественной красотой Себастьян…
В течение долгого времени эта аллегория оставалась неразгаданной. Однако в последнее время исследователям удалось установить ее литературный первоисточник. Вероятней всего, это была популярная в XIV веке поэма французского автора Гийома Дегильвилля «Странствия души», в которой мистическое дерево символизировало Христа, а младенцы, играющие под ним, являли собой души чистилища…
Беллини доработал сюжет поэмы, изобразив святых покровителей невинных душ Иова и Себастьяна, апостолов, Богоматерь, а также женщину, предположительно, олицетворяющую Правосудие, которая, отдав в руки апостола Павла карающий меч, смиренно склоняет перед Богоматерью свою увенчанную короной голову…
Однако в ней остается еще много необъяснимого. Фигура в восточном тюрбане, человек в ярко-красном одеянии, кентавр — все эти странные существа, похоже, являются плодом воображения Беллини.
И ключ к его картине находится не столько в том, что именно изображено на полотне, сколько в самой таинственной атмосфере этого произведения, герои которого вроде бы связаны между собой, и в то же время каждый существует сам по себе. Неспроста многие исследователи называют «Священную Аллегорию» картиной-сновидением.. .
Несмотря на неразгаданность сюжета картина получила известность, благодаря своим живописным качествам и мастерски переданной атмосфере города на воде.