Поразительное произведение великого Пикассо. Картина была создана зимой 1909-1910 г. и ознаменовала рождение нового стиля — аналитический или стереометрический кубизм.
Само направление сосредотачивается на перевоплощении пространства путем упрощения и рационализации, в результате мы получаем окружающий мир, сложенный из простых геометрических фигур, не теряющий при этом объема.
Амбруаз Воллар был известным в ту пору коллекционером, издателем, а также торговцем произведениями искусства. За материальную и моральную поддержку ему были благодарны множества выдающихся художников — Гоген, Сезанн, Ван Гог. Оказывал Воллар покровительство и Пабло Пикассо, хотя и не принял его революционный кубизм.
Портрет Амбруаза Воллара напоминает разбитое зеркало, отражение которого успело чудодейственным способом сохранить лицо смотрящегося. Все фрагменты картины расчленены и одновременно собраны в единую гармоничную конструкцию из чистых кристаллов.
Несмотря на оригинальную манеру написания, современники сходились во мнении, что данный портрет является самым лучшим из когда-либо написанных пусть даже и в реалистичной манере. Кстати, среди авторов, которые писали этого видного человека сплошь звезды художественного мира — Ренуар, Валлотон, Сезанн, Дени, Боннар. Сам Воллар не без удовольствия вспоминал, как маленький четырехлетний сын одного из его друзей, впервые увидев портрет кисти Пикассо, воскликнул: «Это же дядя Амбруаз!».
И в самом деле, все, кто знал этого мецената, сходились во мнении, что Пикассо удалось не только добиться поразительного сходства, но и передать более тонкие нюансы как характер и привычки.
На картине мы можем рассмотреть и отметить приплюснутый нос Воллара, прямой высокий лоб, закрытые глаза, драматичное выражение лица, Пикассо дает рассмотреть зрителю даже затылок героя. В одежде ощущается щепетильность и элегантность, на что указывает белоснежный платок, выглядывающий из кармана.
Цвета монохромны и не контрастны — главную роль здесь играет сложносоставная геометрическая конструкция. Преобладают желтые, черные, серые и коричневые плавно переходящие друг в друга оттенки.
Вскоре создания, портрет был куплен купцом Сергеем Щукиным и перевезен в Россию. Картина по сей день находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, являясь общепризнанным лучшим шедевром аналитического кубизма.