Очень необычный для творчества художника портрет. Наталья Ивановна Петрункевич жила неподалеку от хутора Ге. Они дружили с художником. Девушка приезжала к нему, и читала, стоя у раскрытого окна. Читала она Герцена, скорее всего, это была книга «По поводу одной драмы», которую подарил когда-то Ге своей жене, тогда еще невесте.
Именно такой молодую девушку и изобразил художник. Она стоит у раскрытого окна, слегка прислонившись к прохладному стеклу. Она в платье из теплого бархата. И кажется такой близкой и одновременно далекой. Кажется, что это не реальная, знакомая девушка, а прекрасная дама из рыцарских времен… А за окном сказочно красивый заросший сад, аллея из огромных тополей, тронутые лучами закатного солнца. Кажется, что вокруг царит благоговейная тишина, и через открытое окно льются ароматы осеннего сада — запах прелых листьев и свежей листвы.
Следует заметить, что в последние годы Ге начал писать с натуры на пленэре. В этом портрете зеленый цвет живет на холсте, переливается драгоценными оттенками, мерцает… Потрет Натальи Ивановны Петрункевич Ге написал за год до его смерти. Сама Петрункевич умерла в ноябре 1891 года. Это глубоко потрясло художника. Он писал в те годы Л. Толстому: «Я все понимаю и люблю то, что становится с человеком, когда он переходит из этой конечной жизни в бесконечную. Но остановить чувство я не в силах. Мне страшно тяжело, и, должно быть, будет так до конца дней моих. Прожив 35 лет, ни я, ни она наверно не знали, что так срослись.»