На закате своего творчества Томас Гейнсборо при знался, что никогда не любил писать портреты. Но именно портреты принесли ему наибольшую славу. Гейнсборо утверждал, что никогда не стремился соревноваться с другим видным портретистом того времени — Рейнолдсом, но творчество обоих явно развивалось во взаимном соперничестве. В целом и Рейнолдс, и Гейнсборо — два великих мастера, внесших огромный вклад в развитие английского портретного жанра и прославившие его, хотя каждый шел в развитии этого жанра своим путем.
Гейнсборо не любил светской жизни, тяготился ею. Он всегда мечтал жить на сельском просторе, работая в жанре пейзажного искусства, а не списывать портреты с джентльменов и дам. Он не признавал ничьих авторитетов и теорий в изобразительном искусстве, поэтому кисть его подчинялась в большей степени интуиции художника, нежели какому-либо рациональному началу. Гейнсборо никогда, впрочем, не стремился к искусственному наполнению портрета символами, он запечатлевал то, что видел глаз живописца. Его портреты отличает простота, но именно поэтому они более вдохновенны и творчески свободны, чем работы Рейнолдса. Он не воевал против вкусов заказчиков, но и в этих рамках был способен оставаться самобытным и неповторимым.
Одним из достижений Гейнсборо было его открытие возможностей холодных цветов как лидирующих на картине. Против этого всегда выступал Рейнолдс, считая серо-голубую гамму необходимой лишь для оттенения более насыщенного красно-коричневого союза. Гейнсборо в некоторых своих работах делает голубой цвет господствующим и впервые показывает, какое эмоциональное насыщение может быть достигнуто при использовании холодных тонов. К этим опытам относится серия «голубых» портретов-«Мальчик в голубом», «Портрет дамы в голубом» и некоторые др. В них Гейнсборо мастерски играет с различными оттенками и полутонами главного цвета, раскрывая в нем то серебристость, то жемчужность, то перламутровые отливы, то лиловость морской глади.
Написанный в конце 1770-х гг. «Портрет дамы в голубом», известный также как «Портрет герцогини де Бофор», относится к числу наиболее совершенных произведений Гейнсборо. Это полотно сейчас — единственная в Эрмитаже работа этого художника, одного из самых поэтичных живописцев Англии. Изысканная тональность палитры, особая живописная манера наложения красок жидким полупрозрачным слоем, быстрые мазки, нанесенные тонкой кистью, придают образу английской аристократки одухотворенность и изящество.
Образ герцогини де Бофор — молодой женщины в открытом платье — сплетен художником из незавершенных, едва намеченных движений: скользящий мечтательный взгляд, очертания губ, вот-вот готовых улыбнуться, едва заметный поворот головы… Голубой шарф, соскальзывающий с плеч, едва придерживает украшенная браслетом рука, напудренные волосы зачесаны вверх и уложены в сложную прическу, увенчанную маленькой шляпкой со страусовыми перьями и голубой лентой. Именно некоторая незавершенность, недосказанность и делает образ герцогини особенно живым и чарующим.
К той же серии относится и «Портрет Сары Сиддонс». Сара Сиддонс — известная актриса, одна из примадонн во времена творчества Рейнолдса и Гейнсборо, работа с которой почиталась за большую честь. Оба художника, каждый в свое время, писали ее портреты, но по-разному подошли к решению художественной задачи. У Рейнолдса она предстает перед зрителем в образе трагической музы, а весь портрет насыщен символико-цветовыми приемами.
Совсем иная женщина смотрит с портрета Гейнсборо. Здесь зритель видит изящную строгую леди, которая спокойно сидит и задумчиво смотрит куда-то вдаль. Но если долго всматриваться в образ женщины, то постепенно приходит ощущение, что это не просто некая английская леди; в ее точеных и привлекательных чертах чувствуется некое особое благородство, и благородство не крови, а духа. Эта женщина — прежде всего характер, личность и должна быть интересна именно с этой позиции. А за внешним спокойствием открывается внутренняя собранность, отчего рождается чувство недосказанности, некоего таинственного ореола вокруг образа.
В плане художественного воплощения Гейнсборо, как и во многих других картинах, цветовой акцент переносит на холодные тона. Голубой, белый и черный — вот определяющие начала, единство которых неповторимо смотрится на фоне темно-красного полотна, призванного лишь оттенить их.