Портрет художника И. И. Левитана — Валентин Серов

Портрет художника И. И. Левитана — Валентин Серов

Портрет художника И. И. Левитана   Валентин Серов

Валентин Серов — великий портретист своего времени. Его портретные работы неповторимы, глубоко личностны. В каждом из портретов воплощена личность с присущими ей сильными или слабыми сторонами. Это не только картина маслом, созданная гениальным художником, это целая психофилософия. Сквозь портрет, композиционные планы и многие слои краски проступает настоящий реально существовавший человек со всеми его тревогами, переживаниями и заботами.

Одной из таких редких тонких работ можно считать «Портрет И. И. Левитана», который был написан в 1893 году. Сейчас же картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Портрет Левитана — изображение сложное, значительное, как будто перед нами представлен князь или представитель высших слоев власти. Настолько аристократичен, сдержан и непреступен взгляд и фигура художника Левитана. Его образ кажется непоколебимым и твердым, точно крупный торос льда, он холоден и непреодолим.

Образ художника задумчив, невероятно глубок и пронзителен. Этот взгляд серьезного философа разрывает повисшую вокруг глухую тишину и, кажется, намеренное безмолвие. Этот взгляд гораздо глубже, весомее и красноречивее нежели самые раскованные и выразительные жесты. Этот взгляд невольно приковывает нас к себе, не позволяя отвести глаза. Наши чувства точно пронзили током и заставили испытывать нечто более серьезное, иррациональное из области смыслов, из области жизни внутренней.

Портрет меланхоличен, в нем есть что-то закрытое, навсегда тайное. Тоска, ощущение гамлетовской безысходности, погруженности в себя отражается подчас во взоре художника, усиливаясь за счет резко затемненного фона. Левитан запечатлен неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным. Его образ уравновешен с виду, неудержим и богат внутренне. Глаза слишком живые, слишком сильная мысль в них затаилась. Это глаза и взгляд художника. А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг.

Вот эту черту и запечатлел так блистательно В. А. Серов. Автор показал и раскрыл перед нами душу художника, точно самурай, хранит он свою душу, пусть не в мече, но в кисти, только ей доверяя прожить эту жизнь насколько возможно более искренне, ни солгав ни в одном жесте, ни в одной линии или штрихе. До конца донести и выполнить свое призвание. Не тратить времени, а писать, творить. Искать и верить в красоту форм, в красоту искусства изображения. Художник — это серьезный, красивый, благородный человек. Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов. Они не просто искали правду, они пытались ощутить и почувствовать ее образ, воплотить мечту, легкий неуверенный набросок в красивый тонкий портрет.