Окутано тайной происхождение двух больших женских портретов во весь рост, написанных художником с промежутком в два года. Мотив этих работ во многом сходен, и то, как расположены на картине персонажи, а также сам формат полотен, позволяет сделать вывод, что портреты создавались на заказ, и относятся к категории парадных. Не установлено, кто позировал Руссо при создании картин.
Картина «Портрет женщины», известная как «Портрет госпожи М.», а также как «Ядвига», создана в 1895 году и, по одной из версий, художник изобразил на ней прекрасную польку по имени Ядвига, к которой он питал когда-то пылкие чувства. Руссо очень нравилось это имя, говорят, что для него оно олицетворяло женственность. Легенда своего подтверждения не нашла, но именем Ядвига названа женщина в картине «Сон» — вершине творческих возможностей художника, а также героиня его пьесы «Месть русской сироты».
Ветвь в руках девушки — деталь любопытная, если учесть, что она символизирует смерть, поэтому снова приходится обращаться к легенде, утверждающей, что ко времени создания портрета, таинственной польки уже не было в живых. Платье черного цвета придает сюжету больше драматизма, нежели торжественности.
В 1908-м картину увидел Пабло Пикассо и, восхитившись работой, приобрел ее, заплатив, правда, весьма демократичную цену, зато устроил в честь автора торжество в своей мастерской.