Мифологические сюжеты всегда интересовали живописца Рубенса. Волшебной силой цвета и линии он стремился оживить историю, пришедшую к нам в виде мифов, историй уважаемых, но лишенных всяких научных подтверждений. Таким образом, Рубенс как будто бы утверждал достоверность произошедшего, создавая свои живописные свидетельства, очень реалистичные и эмоциональные.
Прометей — титан, который навлек на себя гнев Зевса. Втайне от величайшего позволения Зевса, Прометей передал огонь людям, за что был обречен на вечные муки — был прикован к скале, куда каждый день прилетал орел, чтобы выклевать у него печень. На следующий день у страдальца отрастала новая печень, и мучения несчастного Прометея начинались заново.
Момент, когда орел выклевывает печень, Рубенс изобразил филигранно. Зритель не видит искаженное болью лицо Прометея — орел закрыл его когтистой лапой. Однако по тому, как сильно напряжены его мускулы, вздыбливающиеся на красивом атлетическом теле, несложно догадаться, что испытывает титан. Мы видим, как хочет увернуться Прометей от острого клюва, причиняющего боль, но все усилия тщетны — цепи накрепко сковали его руки.
Вся картина решена в мрачных тонах — обилие черного, темно-коричневого с редкими проблесками голубого производит очень эмоциональное воздействие. Однако во всем полотне чувствуется такая патетика, могучая сила и борьба — герой не ждет смиренно своей участи, которая ему известна, а неустанно борется и с птицей и со своей карой. Дорубенсовская живопись никогда не притворяла таких могучих чувств, тяготея больше либо к интимности в светских картинах, либо строго следуя за академическими канонами в полотнах на религиозную тематику.