У Поленова — по самому факту рождения — была возможность близко познакомиться с «дворянскими гнездами» XIX века. Так, незабываемы для него были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение своей бабушки по матери В. Н. Воейковой. Вера Николаевна была дочерью знаменитого архитектора екатерининского времени Н. Львова. И не только архитектора, но поэта, музыканта, художника — то есть человека, принимавшего активное участие в формировании дворянской культуры России.
В. Н. Львова, рано осиротевшая, воспитывалась в доме Г. Державина, пристрастно интересовалась русской историей, прекрасно знала — с подачи своего отца, собирателя русских народных песен, — русский фольклор. Ей было что рассказать своим внукам, она умела играть с ними, В. Поленов ее очень любил. Именно здесь, в Ольшанке, он совершил первую попытку создать лирический пейзаж. В 1877 году, в год своего переезда в Москву, накануне появления работ, принесших ему настоящую славу, Поленов написал картину «Пруд в парке. Ольшанка».
Тут уже есть образ запущенного парка, есть пышно разросшаяся зелень, есть барский дом на заднем плане. Повествовательность достигается не «оживлением» пейзажа живыми людьми, а как бы опосредованно, самим контрастным сопоставлением природы и творения рук человеческих.