Путивль — Николай Рерих

Путивль   Николай Рерих

Либретто А. П. Бородина, написано на материале русской эпической поэмы XII века «Слово о полку Игореве» В реализацию планов Дягилева по широкой пропаганде русского искусства за рубежом были вовлечены лучшие силы отечественной культуры. С 1908 года ведущее место в этой деятельности было отдано театру.

В начале ХХ века русская театрально-декорационная живопись переживала расцвет. Оформление сцены сделалось равноправным компонентом постановок. Художник стал значительным лицом в театре, его имя на афишах занимало видное место. На суд требовательной французской публики Дягилев вынес достижения отечественного искусства. «Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!» — говорил на одном из спектаклей художник Морис Дени.

Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре «Шатле» открылся первый «русский сезон». В оформлении Рериха шли «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина и «Псковитянка» Римского-Корсакова. В 1908-1909 годах написаны также эскизы «Путивль», «Двор Галицкого», «Терем Ярославны». Но полностью опера «Князь Игорь» в декорациях Рериха была поставлена только в 1914 году в Лондоне. По великолепию живописи эти эскизы принадлежат к самому славному среди творений мастера. Премьера состоялась 8 мая 1914 года. О триумфе «Князя Игоря» сообщали Рериху в Петербург.

Художник Аллегри писал: «Дорогой Николай Константинович. Вчера вечером шел «Игорь» при полном зале; успех был большой, англичане от восторга рычали. Жаль, что нельзя всему придать окончательный лоск, но, принимая во внимание время, в которое это было поставлено и сделано, можно смело сказать, что это выдающаяся постановка». В эскизе декораций «Путивль», как и в его первом варианте 1908 года, центральное место в композиции занимает великолепный белокаменный собор.

Найденная Рерихом точка зрения снизу и сбоку сделала еще более монументальным этот образ древнерусского зодчества. Однако в отличие от собора из одноименного эскиза 1908 года вместо суровой лепки гладких каменных стен художник изобразил здесь кружево узора портальной и абсидной сторон памятника.

В нем угадываются черты Дмитриевского собора Владимира. Как и в эскизе 1908 года храм стоит на зеленом холме, точно инкрустированном камнями-валунами, но окружают его не мощные крепостные стены, а городской пейзаж Путивля, решение которого напоминает архитектурные фоны древнерусских икон. На переднем плане соберется дружина и рать Игоря, чтобы выступить в поход.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)