Сложное по восприятию полотно «Римляне под игом» принадлежит академисту Шарлю Глейру. Картина имеет более полное название в немецкой интерпретации «Die Helvetier zwingen die Rцmer unter dem Joch hindurch», иначе: «Гельветы заставляют римлян пройти под игом». Сюжет отражает историческое событие, предписанное одними историками к последствиям сражения при Араузионе, а другими — к Тевтобургской битве.
Однако автор отобразил более конкретное и локальное действо — битву при французском Агене. Это событие 107 года до нашей эры завершилось поражением римлян гельветами — племенем кельтов на территории Галлии, самым многочисленным, — легло в основу исторического сюжета полотна. Повествование тяжело, весьма скученно и печально. Полудикие гельветы, получив превосходство над римскими солдатами, предстали в картине ликующими и увесистыми. Тот, что справа с головой быка, явно рад и не скрывает своей ярости, празднует победу, взметнув руки к обнаженным военнопленным. На дальнем плане видимо сам Дивико — предводитель, под командованием которого была разбита римская армия. Он изображен в качестве всадника в сложном обмундировании.
Взор Дивико обращен к старикам и женщинам, молящим о пощаде. Среди толпы победителей снуют дети, бледные и несчастные. Кто-то из ребят пытается удержать мальчишку, увидевшего в захваченных мужчинах отца. Вкрапление детской беды наделяет работу синтементальностью и особым привкусом соли и горя. Сами пленники прекрасны. Их тела мускулисты, кожа играет упругими линиями естества в свете солнца, отличные солдаты, сильные и гордые. Они отважны, но слабы в своей беспомощности спасти самых близких и любимых. Гельветам невдомек, что уже скоро Цезарь поднимет свое войско вновь для их уничтожения. А пока — радость и оскал от добытой победы играет на лицах дикарей. Оскал, написанный маслом, теплыми красками теплого дня. Текучее письмо Шарля Глера заставляет оторваться от сюжета.
Техника настолько виртуозна, что перестаешь внедряться в суть сюжета. Хочется рассмотреть каждый мазок работы, смесь красок в тени, передачу бликов и объема предметов. Трудно представить, что перед художником стояло множество задач — вырвать кусок из истории, создать эскиз, образы, горе и ликование объединить воедино, прописать дальний план горизонта, переднюю картинку насыщенную персонажами, детей, стариков, деревянные кандалы вкупе с силой мышц, закованных в тиски… Шарлю удалось изложить суть момента истории, которая для современника может показаться доисторической и фантастической, перенести горе поражения, ощутить радость победы, пропустить через кисть, как через собственные пальцы, песок уже забытых времен.