Ромул — победитель Акрона — Жан Огюст Доминик Энгр

Ромул — победитель Акрона — Жан Огюст Доминик Энгр

Ромул   победитель Акрона   Жан Огюст Доминик Энгр

Полотно XIX века «Ромул — победитель Акрона» принадлежит творчеству француза Жана Огюста Доминика Энгра. Относится оно к раннему периоду творчества автора, именно к тому, когда Энгр был в поиске собственного направления, метался между стилями кватроченто и назарейцев.

Творчество средневековых авторов интересовало молодого Жана Огюста более всего, поэтому его дальнейшее наступление на мир живописи было тесно связано с приемами Ренессанса и непосредственно с рафаэлевской школой письма. Впрочем, «Ромул — победитель Акрона» — прекрасный образчик раннего стремления Энгра к канонам возрожденческого письма с обожествлением простого человека и стремлением к высшему разуму и красоте. Это довольно теплое полотно, хотя скупое на краски. Оно, как и все работы художника, не было особо живописным и, как говорила Нина Александровна Дмитриева, — советский и российский искусствовед, — его картина имеет бедный колорит, где полностью отсутствуют «…светотеневые эффекты…».

Это желто-коричневое полотно с обилием персонажей, что само по себе удивительно, зная, что Энгр отдавал предпочтение двум — трем героям в своих композициях. Видимо поэтому построение сюжета кажется не вполне уравновешенным, с пропорциональными недочетами в повествовании переднего и дальнего планов, людей и коня на дыбах.

Теперь немного о смысловой нагрузке работы. Сцена, что отображена Энгром, является историческим фактом и относится к периоду первой войны в истории римлян с древним городом Ценина в старом Лации. Именно правитель Ценины — Акрон — первым напал на римлян, расположивших на близлежащих холмах разбойничье лежбище. Бой был непродолжительным и правитель Рима в поединке с Акроном победил соперника. Тогда и состоялся первый римский триумф, о коем рассказывают триумфальные надписи с начала основания Рима на камне.

Доспехи Акрона, что держит победитель — Ромул в руках на шесте, были торжественно возложены в храме Юпитера Феретия на капитолийской вершине. Сам Акрон, убитый и разоблаченный от одежд и доспехов, в работе Жана Огюста олицетворяет нагую беспомощность и триумф над свергнутым врагом.