С натуры рисовать сложнее, нежели по памяти, подключая фантазию — в этом почти единодушно признаются многие художники разных исторических эпох. Причем касается это наблюдение и умозаключение не только пейзажных полотен, но и портретов. Вроде бы, вот она — натура, прямо перед тобой. Сидит смирно, выполняет все просьбы, а что-то не ладится, не идет. Трудно бывает ухватить выражение лица — одна из причин. Цветы, букеты из цветов иной раз служат своеобразной «палочкой-выручалочкой», придают картине неожиданный оттенок, иной колорит, помогают найти композиционное решение, которое так долго не давалось.
Русский художник второй половины XIX века Алексей Харламов нарисовал рыжеволосую девушку с букетом роз. Вроде бы и молодость и очарование, и гладкая кожа, и распущенные по плечам волосы, и цветы, лежащие на руках, — но что-то с чем-то не сходится здесь. Скорей всего, дело во взгляде, которым девушка смотрит на нас с полотна. Нет в нем радости и очарования молодости. Читается совсем другое — усталость, отстраненность.