Картина французского живописца Антуана Ватто «Сцена французской комедии» или «Актеры французской комедии». Размер картины 57 x 73 см, холст, масло. Современная образцовая французская сцена — «Comédie-Française» или «Théâtre-Français» — была учреждена Людовиком XIV в 1680 году; она образовалась из соединения трех трупп — труппы отель де Бургонь, труппы Мольера, и, наконец, труппы дю Марайс; целью объединения было дать актерам возможность все большего совершенствования.
Новому театру «Комеди Франсэз» была предоставлена привилегия ставить трагедии и комедии и дана была ежегодная субсидия в 12000 франков; было точно определено число актеров; урегулировано управление театром. Из соединения репертуара Корнеля и Расина с репертуаром Мольера создалась, таким образом, французская классическая сцена. Актеры назывались соmédiens ordinaires du roi.
В 1689 году труппа стала называться Théâtre de la Comédie-Française. В первое время этот театр мог бороться с конкуренцией уличных представлений лишь с помощью запретительных мероприятий парижских властей.
Французская классическая сцена начала XVIII века продолжала манеру комедий конца XVII столетия. В роли смеховых и комических приемов французской сцены выступали алогизм, гротеск, буффонада и фарс, каламбур, пародия и ряд других средств. В нее, однако, врываются еще в большей степени, чем у Мольера, картины разлагающегося общества старой Франции.
Лучшие писатели комедий XVIII века — Реньяр и Данкурт. Выдающаяся пьеса первого «Игрок» слишком усыпана остроумными фразами. Данкурт также острит, во вред типичности своих героев, но социальный характер его пьес придает им особый интерес; таковы: «Модный рыцарь», «Интриганка», «Модный буржуа».
Гораздо выше этих писателей Лесаж, создавший «Тюркаре». Из комедий Вольтера лучшая «Блудный сын». Мариво интересен тем, что изобразил современную ему борьбу классов, хотя правило единств и тяготеет над его талантом. Его лучшие пьесы: «Игра любви и случая», «Лживые признания», «Деревенский наследник». Детуш, написавший «Гордеца», и Пирон, написавший «Метроманию», заканчивают длинный ряд писателей классической французской комедии.