В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке хранится замечательное полотно «Странник Светлого Града», написанное художником в тридцатых годах ХХ века. Картина весьма примечательна с точки зрения особенностей композиции, цветописи и сложной метафоричности образов.
Центральный образ полотна понятен, но и вместе с тем скрыт, полуреален, символичен. Фигура странника композиционно удалена от образа Града Светлого. Перед нами изображен странник с сумой за плечами и посохом. Темная фигура путника резким контрастом проступает на фоне общей «светлоты» дальнего плана.
Очертания странника неразличимы, обобщены единым цветовым тоном. От его темной фигуры веет, исходит ощущение тяжести, усталости, соединенное вместе с общим чувством надежды, связанным с наконец-то достигнутым светлым образом Святого Храма. «Что это за дорога, если она не ведет к храм?» И, действительно, долгие скитания и духовные поиски героя привели его, наконец, к красивому светлому монастырю из белого камня. Монастырь этот, напоминает образ некоего великого святого места, настоящего града небесного, что сокрыт от случайных взоров где-то в глубине, средь бескрайних прекрасных горных пространств. Целиком образ монастыря, гор и неба сливается в единый мотив святости, мотив странствий и исканий духа, мотив поиска этой вечной и непростой дороги к Храму.
Духовный образ странника пронзает наше понимание и чувства глубиной и великой силой духа. Странник непоколебим в своем стремлении, в своей дивной вере и стойкости. Кроме того, полотно обладает не только глубокими смысловыми контрастами, но и имеет особую цветопись или колорит, отражающий и по-своему усиливающий всю эту духовную составляющую данного живописного произведения Рериха.
Картина написана автором в темперной манере, что подчеркивает мягкость, матовость красок, отсутствие искусственной блескучести и переписанных на несколько слоев образов. Работа реализована преимущественно в холодной гамме. Лимонные оттенки желтого цвета разбавляют строгий синевато-прохладный колорит, смягчая его и заполняя излишки прохлады солнечными кусочками этого сложного цветового коллажа. В картине «Странник Светлого Града» небо имеет сложную многослойную структуру.
Контрастное соединение теплых и холодных блоков сглаживается призрачными причудливыми образами бледных облаков и серовато-розовых туманов. Все это перемешивается в предрассветном воздухе разноцветными свежими красками, то ускользающими, то нарастающими с новой силой. Граница перехода от неба к образу горных вершин неявна и условна. Небо и горы соединяются в едином возвышенном порыве. Синие горы дышат холодом и туманами, ограждая и охраняя Светлый Град от всего мелкого, суетного, преходящего. Храм, этот Святой град смотрится понятным продолжением этих столь неприступных величин неба и гор.
Образ Светлого Града, таким образом, служит ключевым, поскольку именно здесь соединяются и сходятся силы духа. Светлый Град мог возникнуть только среди высокого неба и великих гор. Герой полотна смог почувствовать эти высокие образы неба и гор, ведь именно они привели странника к Светлому Граду.