Страшный суд — Фра Беато Анджелико

Страшный суд — Фра Беато Анджелико

Страшный суд   Фра Беато Анджелико

Страшный суд был написан Фра Анджелико в начале 1430-х гг. для церкви Санта Мария делла Анджели во Флоренции. Перспектива двух рядов пустых могил, уходящих в темное небо, создает драматический эффект пространства и дурного предчувствия. В центре, в окружении ангелов, мы видим Христа в роли судьи, Святую Деву и св. Иоанна на своих традиционных местах — по обе стороны от него. Под ними две толпы — блаженных и проклятых — уже заняли свои места. Ангелы собрались, чтобы отвести души блаженных на небеса, это символизирует их хоровод на фоне райского пейзажа. Напротив них изображены проклятые, в ужасе отбивающиеся от бесов, влекущих их на вечные муки Ада.

СТРАШНЫЙ СУД. Священное писание пророчествует, что все предстанут перед Христом, и он «отделит одних от других как пастырь отделяет овец [верующих] от козлов [неверующих]; и поставит овец по правую свою сторону, а козлов — по левую». В церквах периода позднего Средневековья и Возрождения Страшный суд традиционно изображали на стене у западного входа или рядом как напоминание об ушедшей пастве. Христос возглавляет собрание как судья, сидя на троне в окружении апостолов. Близ него может находиться Дева Мария как заступница, св. Петр с ключами от рая и ангелы с орудиями Страстей Христовых. Выше Христа изображены чины ангелов или святых, а ниже него Михаил держит весы, на которых взвешивают человеческие души. Ангелы трубят в трубы, созывая умерших.

В нижней части такой композиции могут находиться открытые могилы, чтобы выпустить души умерших, по правую руку от Христа благословенные парят в круговом движении по часовой стрелке. По левую руку от Христа неверующих отправляют в Ад. В Аду Сатана пожирает и извергает грешников, в то время как они подвергаются мукам и пыткам в соответствии с назначенным наказанием. Страшный суд Микеланджело вопреки традиции расположен на заалтарной стене. Возможно, это было сделано с целью предупреждения тех, кто оспаривал верховенство Папы после Реформации. Здесь Христос перестает быть пассивной фигурой: перед нами образ разгневанного Христа, который одним ужасным движением руки сметает человечество в ад. Это день гнева, а не день жалости, и справедливость этого небесного суда — это неумолимая суровость Бога.