Картина испанского живописца Эль Греко «Святой Мартин и нищий». Размер картины 193 x 103 см, холст, масло. Святой Мартин Турский родился в 336 году в Нижней Венгрии, воспитывался в Павии; по воле отца, военного трибуна, должен был поступить в ряды войска и здесь, будучи еще оглашенным, прославился своими добродетелями.
Особенно известно предание, как Мартин, увидя полуокоченевшего нагого нищего, разрезал свой плащ пополам и дал ему половину, и за это ночью был обрадован явлением в сновидении Господа Иисуса Христа, одетого в эту же половину плаща и сказавшего: «Мартин одел Меня этим плащом». Приняв крещение, Мартин оставил войско, отдал себя под духовное руководство Гилария Пуатьеского и обратился к экзорцизму.
Чтобы обратить своих родителей, он совершил трудное путешествие на родину, но обратить ему удалось лишь мать. Как там, так и в Милане Мартин подвергался преследованиям со стороны ариан. В 361 году Мартин Турский основал близ Пуатье первый правильно организованный монастырь на Западе.
Проповеди и беседы его были просты и безыскусственны, изобиловали притчами; часто он ссылался на бывшие ему видения небесных сил или злых духов. Искушаемый дьяволом, говорившим ему, что согрешившие после крещения не будут прощены, Мартин воскликнул ему в ответ: «Даже если бы ты, несчастный, раскаялся в твоих злых делах, я безбоязненно обещал бы тебе милость, с полным упованием на Христа». Жители Тура почти насильно заставили Мартина принять епископскую власть над ними.
Обращая язычников, Мартин разбивал их идолов, срубал священные деревья, строил церкви и монастыри. Сам он продолжал вести скромную монашескую жизнь, жил сначала в келье, потом построил себе хижину на высокой скале, на берегу Луары; вскоре здесь возник целый монастырь, знаменитый Мармутье. Кроткий Мартин был чужд всяких насильственных действий: он прекратил общение с теми епископами, которые убедили императора казнить Присциллиана. Умер Мартин в 401 году.
Епископ Перпетуй воздвиг в Пуатье над гробницей Мартина великолепную базилику. С того времени слава о Мартине, распространению которой сильно содействовал своей биографией святого его ученик Сульпиций Север, стала возрастать еще более. История о плаще Мартина дала благодарный предмет для средневекового искусства, а выражения вроде «Мартиновой обедни» , «лета святого Мартина» вошли в повседневный обиход на Западе.
Каппа святого Мартина служила франкским королям знаменем, без которого они не выступали в поход. Мартин Турский считался патроном Франции, Майнца и Вюрцбурга. О чудесах, творившихся Мартином после его смерти, много сообщает Григорий Турский. Праздник, посвященный святому Мартину в конце осени, на Западе был соединен со многими обрядами языческого происхождения, главным образом — с осенним праздником Водана. Отсюда происхождение мартиновских огней и мартиновских пиров, с обязательным «гусем Мартина» и пробой молодого вина.