Святые отшельники. Триптих — Иероним Босх

Святые отшельники. Триптих — Иероним Босх

Святые отшельники. Триптих   Иероним Босх

Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворенные ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет «тихие» добродетели, связанные с самоуглубленной созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих свое целомудрие. Его герои — отшельники, предающиеся благочестивым размышлениям на фоне пейзажей.

В триптихе «Святые отшельники», который Босх написал в середине своего творческого пути, изображены три вариации этой темы. Жития всех троих отражают аскетический идеал и умерщвление плоти, которые был воспеты в трактате «Подражание Христу», постоянную молитву и благочестивые размышления. Фома Кемпийский: «Какую силу самоотречения являет нам жизнь святых отцов, удалившихся в скиты! С какими долгими и мучительными искушениями приходилось им бороться! Как часто одолевал их дьявол! Как жарко и много молились они господу!.. Как велико и горячо было их рвение к усовершенствованию своего духа! Какое мужество выказали они, ведя битву со своими пороками!» Предположительно на создание триптиха Босха вдохновила «Книга высшей правды» нидерландского мистика Яна ван Рейсбрука, в котором отшельники Антоний, Иероним и Эгидий воплощают три степени восхождения к высшей правде. Триптих «Святые отшельники» находится в сильно поврежденном состоянии.

Центральная часть. «Святой Иероним». На картине святой Иероним устремляет пристальный взгляд на распятие, находя в нем прибежище и спасение от сил зла, которые воплощены в руинах языческого капища, разбросанных вокруг, и в двух сцепившихся в смертельной схватке монстрах на переднем плане. Иконография Св. Иеронима достаточно традиционна — распятие, одежды кардинала, пустыня. Но Босх изображает его не погруженным в размышление мудрым старцем, как это было принято, а кающимся аскетом. Иероним молится на развалинах языческого храма, а вокруг него — множество символов зла. Левая створка. «Святой Антоний». На левой створке святой Антоний противостоит любовному натиску дьяволицы, пытающейся соблазнить его.

Святой Антоний — один из наиболее близких Босху святых, проведший в египетской пустыне большую часть жизни. На фоне ночного пейзажа, освещаемого на горизонте заревом горящей деревни, Св. Антоний сопротивляется искушениям царицы демонов — обнаженной женщины. Она стоит в пруду возле сухого дерева, окруженная чертями в обличиях рыбы, павлина и уродливых карликов. Правая створка. «Святой Эгидий». На правой створке изображен святой Эгидий, уютно устроившись в пещере, которая служит ему часовней, молится пред алтарем. Торчащая из его груди стрела — традиционный атрибут изображения этого святого, который спас любимую олениху, заслонив ее от стрел охотников собственной грудью.

Св. Эгидий, отшельник VII века — покровитель калек и нищих. Он молится в пещере, из груди у него торчит стрела. Охотник целился ею в лежащую у ног святого лань, а тот прикрыл лань своим телом. Лань — атрибут святого. Эгидий также прославился чудом прощения грехов, в которых человеку трудно сознаться. При помощи Эгидия ангел во время службы в церкви приносит записочку с исповедью грешника, и грех прощается.