О том, что Джованни Фаттори был одним из самых блестящих портретистов XIX века, в XX столетии как-то подзабыли. И теперь мы заново открываем портреты Фаттори, то поражаясь глубине его проникновения в психологию модели, то восхищаясь силе и мягкости, с которой художник вылепливает ее лицо и фигуру.
Взгляните на «Портрет кузины Арджии», написанный художником в начале 1860-х годов, когда он привез свою жену, хворавшую чахоткой, в Ливорно. В нем уже присутствуют те ноты, которые определяют звучание зрелых портретов Фаттори. А в «Портрете Диего Мартелли» он с упоением стремится к созданию эффекта шаткого равновесия, словно подвешивая» фигуру своего друга в пространстве картины. В этой работе мы вполне можем найти черты, присущие творчеству постимпрессионистов.
Опять и опять Фаттори удивляет зрителя своим бессознательным новаторством, от которого он открещивался в поздние годы, ругая на чем свет стоит своих зараженных постимпрессионизмом учеников. Несколько выпадает из ряда портретов Фаттори «Табунщик», созданный на излете 1880-х годов. Всмотритесь в это обветренное лицо — и вы увидите почти персонажа Хемингуэя.