А. С. Пушкин однажды в частном письме заметил: «Баня — наша вторая мать». Сказано не в бровь, а в глаз! Для русского человека банный день — особенный и едва ли не святой. Впрочем, для европейского и для восточного человека все совершенно иначе. Кстати, удивительно, что вплоть до крестовых походов на Восток европейцы, считавшие себя и просвещенными, и цивилизованными, о банях не имели не малейшего представления. Даже память о римских термах оказалась прочно утрачена.
Французский художник Жан Леон Жероме неоднократно обращался к изображению восточных бань и обнаженных девушек в них. Даже обычного рассматривания картин достаточно, чтобы получить представление об этих банях и понять для себя, что между русскими банями как по-черному, так и по белому, и банями, например, мавританскими — небо и земля.
Да, конечно, моются полностью обнаженными, но в остальном… Широкие пространства, высокие потолки, арочные проемы, кафельный узорчатый пол. В кувшинах на этом полу, вероятно, разного рода благовония. Фигура полностью одетого слуги смотрится, конечно, контрастно, но слуги ведь и глаз поднять не смели на прелестных обитательниц гарема — знай свое место! Главную «изюминку» картины составляют потоки солнечного света, бьющие прямо из-под сводчатого купола, отчего довольно темное пространство словно преображается.