Молодые художники, бесспорно, уважали строгого профессора Матейко. Но, тем не менее, многие упрекали его в консервативности, неприятии новых течений; ученики, не прислушиваясь к запретам профессора, стремились уехать в Париж, художественную Мекку Европы. Несмотря на то, что у Матейко было несколько десятков учеников, он не смог вырастить достойных последователей.
Попытавшиеся продолжить его традицию — такие, как Ян Стыка, автор «Полонии», 1890-1891 , — не были способны повторить достижения мастера. Однако художник оказал огромное влияние на творчество тех, кто впоследствии вышел из-под его опеки, — Станислава Выспяньского, Леона Вычулковского, Йозефа Мехоффера, Яцека Малчевского.
В их ранних работах оно сильно чувствуется. Выспяньский в духе мистического историзма спроектировал витражи Львовского кафедрального собора, 1892-1894, А Малчевский, в котором Матейко видел своего продолжателя, в своих «программных» работах — «Меланхолия» и «Порочный круг», 1895-1897 — и вовсе проявил себя художником, идущим на поводу у национальных мифов.