Как бы ни поносили работы Мане в прессе, его натюрморты неизменно вызывали восхищения публики. Тут даже враждебно настроенным критикам крыть было нечем. И если они начисто отвергали композиционные и содержательные принципы тех же «Завтрака на траве» и «Завтрака в мастерской», то натюрморты, присутствующие на этих полотнах, не сговариваясь, отмечали как удачу художника.
Изобретательность Мане во всем, что касается натюрмортов, поражает. Мане мог создать натюрморт буквально из всего — от гастрономических деликатесов до простого лимона; от изысканной «Вазы с цветами», 1864 до отдельного цветка розы.
В сложных натюрмортах Мане чувствуется влияние Шардена , чьи работы были широко показаны в галерее Мартине в 1860 году. С натюрмортами Мане связано несколько любопытных бытовых анекдотов. Так, желая поблагодарить Берту Моризо, позировавшую для него, художник подарил ей букет фиалок… изображенный на картине.
Или другой случай. Один известный журналист, получив от Мане заказанный ему натюрморт «Пучок спаржи», пришел в такое восхищение, что послал художнику 1000 франков вместо восьмисот, о которых они договаривались. Вскоре от Мане принесли журналисту еще один натюрморт — на нем была написана единственная веточка спаржи, с припиской: «Эта веточка отвалилась от вашего пучка».