Картина Флери Ришара «Валентина Миланская» написана на исторический сюжет и представляет Валентину Миланскую, оплакивающую смерть мужа, герцога Орлеанского, убитого герцогом Бургундским в 1407 году. Произведение создано представителем лионской школы Флери Ришаром, учеником Луи Давида.
Работа выставлялась в Салоне 1802 года и имела большой успех. Среди современников, высоко оценивавших картину, прежде всего, следует назвать Давида, который отметил мастерство художника в передаче света. «Валентина Миланская» была воспринята критиками как манифест нового движения, получившего впоследствии название — живопись в стиле «трубадур».
Термин, заимствованный из средневековой поэзии, обозначил основную тему мастеров этого направления. Они словно переводили на язык живописи стихи о «прекрасной даме», изображая также французских рыцарей и поэтов-трубадуров. Наряду с Флери Ришаром к этому течению относились Пьер Ревуаль, Жан-Антуан Лоран, Франсуа Мариус Гране и многие другие. Их живопись рассматривается в литературе как жанр «исторического анекдота» и одновременно как предвестие романтизма. На Флери Ришара огромное впечатление произвело надгробие Валентины Миланской, которое он увидел в парижском музее «Французские памятники», и поразил выбитый на гробнице девиз Валентины Миланской: «Ничто для меня больше не существует, / Я сама — никто» . В своей работе Ришар воспроизвел этот девиз на свитке, лежащем на столе и соответствующем печальному состоянию героини. Она оплакивала кончину мужа целый год и затем, в 1408 году, умерла. Рядом с вдовой изображена собака, также переживающая утрату хозяина.
В верхней части окна видны две лилии по сторонам — и синяя змейка, из которой происходила Валентина Миланская). Первый владелец картины Морен, заказал Флери Ришару парную к ней композицию — «Карл VII пишет прощальные стихи Аньесе Сорель» . В 1805 году «Валентину Миланскую» приобрела императрица Жозефина. В 1814 году полотно унаследовал Евгений Богарне, герцог Лейхтенбергский, князь Айхштаттский; затем — его сын Максимилиан, который в 1839 году женился на дочери Николая I. В 1839 или 1853 году «Валентина Миланская» вместе с коллекцией герцогов Лейхтенбергских оказалась в России. Последнее упоминание о ее пребывании в России содержится в каталоге «Ретроспективной выставки лионских художников» 1904 года.
Наиболее подробные сведения о произведении приводятся в книге «Стиль трубадур в живописи» М.-К. Шадонре, которая считала картину Ришара пропавшей, ссылаясь на мнение бывшего хранителя французской живописи Эрмитажа В. Н. Березиной, полагавшей, что многие вещи из коллекции Лейхтенбергских были проданы в зарубежные собрания еще до революции 1917 года. Как выясняется теперь, далеко не все картины Лейхтенбергских, числившиеся пропавшими, ушли за рубеж. В частности, две работы Флери Ришара — «Валентина Миланская» и «Карл VII пишет стихи Агнессе Сорель» — до сих пор находятся в России. В 1998 году «Валентина Миланская» временно находилась в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а в 1999 была предложена Эрмитажу для покупки. Проведенная в Эрмитаже экспертиза подтвердила подлинность картины Ришара.
Работа имеет на обороте надписи и наклейки, удостоверяющие ее происхождение из коллекции герцогов Лейхтенбергских. Атрибуция принадлежит А. А. Бабину, кандидату искусствоведения, ведущему научному сотруднику Государственного Эрмитажа. Для Государственного Эрмитажа «Валентина Миланская» представляет особый интерес, поскольку Флери Ришар ранее не был представлен в собрании Эрмитажа, а сама картина связана с историей музея и коллекцией Евгения Богарне, из которой происходят многие экспонаты музея. В составе знаменитого Мальмезонского сервиза, хранящегося сейчас в Эрмитаже, есть тарелка с изображением этой картины.