Удивительная картина, обладающая уникальной способностью — кроме визуального восприятия, эту картину можно еще и услышать.
Исаак Ильич Левитан написал работу в один из самых счастливых периодов своей непростой жизни — 1892 году, и, наверное, еще и поэтому она входит в число лучших, определяющих индивидуальный стиль мастера.
Религиозное строение, изображенное на картине — это не плод фантазии Левитана, а реально существующий Кривозерский монастырь возле города Юрьевца, а неширокая река — любимейшая художником Волга.
Картину можно отнести к жанру «церковного пейзажа» — подобных работ у Левитана несколько. Автор изобразил летний вечер, а именно тот час, когда колокольный звон собирает всех желающих на молитву.
Редкие «гости» на полотне этого художник — люди, мастер пейзажа не очень любили изображать их своих работах. Главным «очеловеченым» героем для художника всегда была сама природа, пейзаж, однако, в представленной картине люди присутствуют. Небольшой паром с паломниками придает работе реалистические черты.
Поистине волшебно на картине изображено небо, торжественные розовато-белые облака неспешно плывут над высокой колокольней и монастырем. Налицо, хитрый излюбленный ход мастера — «удвоение» небесного пространства, через отражение в спокойной зеркальной глади реки.
В этой картине зритель не найдет контрастных сопоставлений и прочих цветовых диссонансов — все спокойно и гармонично. Волга по диагонали пересекает полотно, и как бы ведет взгляд зрителя, придавая композиции динамику.
В картине удивительным образом звучат в унисон природное и духовное начало — необыкновенная красота пейзажа идеально гармонирует с взметнувшейся вверх шпилем колокольни, белокаменными стенами монастыря, спешащими на службу паломниками. И над всей этой вечерней пасторалью разливается низкий и густой звон колокола, который резонирует со всей этой прекрасной природой, и доносит до нас свой величавый призыв спустя века, неизменно рождая глубокие философские мысли.