Аллегоричное полотно «Юпитер, Меркурий и Добродетель» принадлежит эпохе Позднего Возрождения. Оно рождено талантливым живописцем и гравером Доссо Досси в период становления его техники и притязания к различным ответвлениям живописи.
Представленная работа демонстрирует приверженность Доссо к феррарской школе живописи, характерной аллегоричными сюжетами с романтическим подтекстом. История работы уводит зрителя в далекие мифические времена Рима, когда жили на земле Боги. Повествование открывает сцену взаимоотношений отца Юпитера и его сына Меркурия и их обыденного времени препровождения. Юпитер стар, спокоен и нем. Его занятие — письмо ложится ровно на холст в образе легких синих бабочек. Напротив ему Меркурий — Бог ветра, ершист и весел. Он отвлекается на деву — Добродетель, скрывая интерес и пряча радость за укоризненным пальцем у губ.
Тишина, что стоит стеклянной стеной не может быть нарушена, дабы не вызвать гнева старшего. Персонажу Добродетели художник уделил не меньше внимания, нежели Богам, однако облик ее смущает некой мужественностью и укрупненными частями тела — это сильные полные руки с широкими ладонями, массивная шея, неженская строгость линий лица, даже некрасивость. Подобное изображение не случайно. Ведь Добродетель в римской мифологии соединяла в себе и ревностное выполнение гражданского долга, и военное мужество. Однако нельзя с уверенностью сказать, что в данной интерпретации автор имел именно ту самую Виртус. А вот образ Меркурия передан точно. Здесь присутствуют и крылатые сандалии, и диадема с крыльями, и молодость. Отец юноши облачен в яркий саван и выдается наиболее ярким и четким пятном.
Отдельно хочется отметить пейзажность плана. Природа удавалась Доссо Досси особенно хорошо, учитывая тот нюанс, что в период развития позднего Ренессанса окружающей среде уделялось поверхностное внимание, и пейзаж не славился популярностью. «Юпитер, Меркурий и Добродетель» — теплое по гамме полотно. Оно являет собой сплав утонченного письма и тематики сказок древности. Светотень, которая присутствует в работе Досси, придает некой воздушности плоскости холста, оживляет его, делает реальным сюжет.
Однако обнаженная кожа персонажей выглядит несколько аппликативно за счет резкой игры света и тени и в чем-то неудачного смешения красок в сторону неестественного розового оттенка. На это можно закрыть глаза, с уверенностью «отдавшись в руки» ушедшего мастера и его законченной работы.