За туалетом. Автопортрет — Зинаида Серебрякова

За туалетом. Автопортрет — Зинаида Серебрякова

За туалетом. Автопортрет   Зинаида Серебрякова

В 1909 году создан автопортрет «За туалетом», сделавший художницу известной. Написанный масляными красками на холсте, он был своего рода подведением итогов периода ученичества, опытом создания значительного произведения в духе классики — с подготовительным этюдом и многосеансным позированием самой себе.

Полотно создано в зимние солнечные дни на хуторе Серебряковых в Нескучном, где она жила с детьми, поджидая мужа, застрявшего на изыскательских работах в Сибири. В этюде «За туалетом. Автопортрет» уже найдены пропорции будущего портрета и его композиция. Критиков и утонченных любителей живописи «серебряного века» в картине восхитили не только высокое мастерство и совершенство формы, но, прежде всего — остроумие замысла. В нем ощутим живой отзвук, без намека на стилизацию, «домашнего» романтизма начала XIX столетия — многочисленных автопортретов и жанров «в комнатах», с любовью их авторов к видимому миру, к изображению отражений в зеркалах и гладких поверхностях. Мотив отражения навевает воспоминания о ранее приписывавшемся Г. В. Сороке холсте «Отражение в зеркале» и полотне К. А. Сомова «Дама у зеркала» , но Серебрякова создала нечто свое, оригинальное.

Слева рама зеркала и часть свечи отмечают реальный первый план картины. Все остальное изображенное — фигура и комната в глубине, две свечи, флаконы, коробочки, салфетки, бусы и шпильки на столике — отражение в зеркале. Возможно, впервые после начала XIX века автор так «откровенно» изображал себя, не заботясь о «гражданственном начале». В этом рассматривании и демонстрировании себя отразилась вся чистота и очаровательная наивность художницы. Мы видим молодую женщину, которая, на минуту забыв каждодневное одиночество без мужа и близких, заботы о двух детях, любуется красотой своего молодого тела и лица, грацией свободного движения рук, поэзией небогатого, но уютного быта. Если фигура написана объемно, общо и «крупно», то предметы на первом плане и вдали — более декоративно, в стилистике модерна. Интерьер уменьшен в масштабе по отношению к фигуре, «укрупняя» ее.

Строгая по форме, классически ясная картина полна жизни. В ней мастерски написано лицо с сияющими карими глазами, с неуловимым движением бровей и улыбающихся губ; фигура в сложном «винтообразном» повороте, прекрасно схвачен жест рук. В холсте отразилось свойственное Серебряковой в те годы переживание счастья и полноты жизни. Счастье светится в глазах и в милом лице, разлито во всем окружающем — в мерцании простеньких драгоценностей на крышке туалетного столика, в сияющем светом и стерильной белизной скромном интерьере «хуторской» комнаты с полотенцем на стене, с кувшином и тазиком на столе. Комната кажется несоразмерно малой по сравнению с фигурой, и этот эффект усиливает ощущение уютности целого. «За туалетом» — по праву одна из самых знаменитых картин русской школы живописи и одна из немногих работ художницы, о которых есть ее воспоминания. Портрет упоминался в переписке современников и в откликах прессы. Он имеет богатую библиографию.