Очень сложно сказать, что явилось причиной «голубого периода» творчества великого мастера. Молодой юноша, чуть за 20, Пабло Пикассо был погружен в драматические, трагические мысли, которые он с присущей ему экспрессией выражал на холсте.
Некоторые исследователи полагают, что причина таких упаднических настроений — самоубийство лучшего друга Карлоса Касагемоса, начинающего художника. Вместе с ним Пикассо мечтал покорить и сотрясти весь художественный мир, рисуя счастливое будущее. Славу признание суждено было снискать только Пикассо. Эта потеря оказала на Пикассо колоссальное воздействие и ввергла его в длительную депрессию, из которой его выведет лишь новое амурное увлечение годы спустя.
Все работы данного периода объединены не только единством сумрачных настроений и кричащих образов, но и цветовой палитрой и техникой. В работах преобладают голубые, синие, черные, серые тона, а манера близка реализму, как никогда в творчестве Пикассо.
«Завтрак слепого» с первого взгляда поражает своей безысходностью. Герой картины — слепой юноша, окруженный малочисленными бедняцкими предметами, которые еще больше подчеркивают трагичность его положения.
Главные акценты полотна сосредоточены на глазах и руках героя. Автор не прорисовал невидящие очи молодого человека — это лишь затемненные впадины, которые ярко и лаконично демонстрируют темноту, в которую навечно погружен юноша. Далее, взгляд переводится на тонкие и длинные пальцы. В одной руке слепой держит небольшой ломоть хлеба, второй же, пытается на ощупь дотянуться до глиняного кувшина.
Бедный стол, на котором нет ничего, кроме пустой тарелки и кувшина, щемящей тоской откликается в сердцах зрителей. Беспомощность, бедность, уныние, а главное обреченное одиночество — главные лейтмотивы картины.
Синяя палитра создает некое отрешенное настроение и еще более подчеркивает бледность лица героя.
Находятся те искусствоведы-исследователи, которые видят в этом юноше самого художника. Следует помнить, что в момент написания Пикассо было всего 22 года. Проживал он тогда в Барселоне и испытывал исключительную нужду. Возможно, через слепой взгляд молодого человека, будущий всемирно признанный мастер стремился показать свои переживания и трагические мысли, кои снедали молодого Пикассо в те нелегкие годы.