Эта картина считается лучшей работой в творчестве художницы. По сравнению с ранними произведениями — живописными коллажами из разноцветных плоскостей — она производила впечатление ошеломительной новизны.
Розанова была едва ли не единственной художницей своего времени, в чьем творчестве не воплотились тенденции разрыва с материальностью. Она словно возвышалась над идеей смерти искусства, практически не касаясь ее. В ее живописи не было негативности. Но одновременно Розанова и не игнорировала полностью царившие вокруг настроения. Прямым указанием на внимание к факту смерти можно считать употребляемое ей понятие «преображение колорита». Имелось в виду посмертное божественное воссияние — центральный образ восточнохристианской иконографии и мистики.
На картине на белом фоне изображена вертикальная зеленая полоса, чуть наклонно вырастающая из центра низа полотна. Она кажется бесконечно продолжающейся за пределами холста. Таким образом, исчезает исчерпавшая себя дилемма «часть и целое», или «фигура и фон». Радикальная свобода — в отсутствии границы формы, 1 шаг до беспредметности.
Трактовки символического смысла главного сюжета картины многообразны. Зеленую полосу уподобляют образу России, прямо стоящей и зеленеющей на фоне безликой хаотичной плоскости всего мира. Как вспоминали современники, сюда по развитию творческой направленности Розановой, следующим этапом ее творчества после «Зеленой полосы» должна была стать живопись в воздухе с помощью цветных прожекторов.