Картина «Жемчуг исканий» написана в 1924 году. 20-е годы ХХ века — сложный исторический период поиска и утверждения новых смыслов в жизни, искусстве, культуре. Это время переустройства мира. Само название работы заключает в себе идею великого, вечного поиска, глубоких философских, бытийных размышлений. Картина написана темперой. Благодаря данному художественному материалу цветные образы получаются более легкими и не такими плотными, своего рода, придавленными слоями краски.
Темпера словно пропускает воздух, а вместе с ним через картину проступает сама вечность, незримые потоки извечного пространства и времени. В «Жемчуге исканий» особым образом переплетается вечность и настоящее. При этом создается необычный загадочный и вместе с тем прекрасный образ-контраст. Когда безмолвие гор и тихое движение облаков входит в жизнь людей, каким-то образом влияя на них, побуждая их задумываться о высоких категориях, созерцая яркий свет горных вершин.
«Жемчуг исканий» — это философское, духовное полотно. В работах Рериха ведущее место занимают выстроенные красивые вертикали. Центральный образ картины создается благодаря тому самому рисунку вертикали, а именно, благодаря изображению сияющей величественной Канченджанги — Горы Пяти Сокровищ. Вершина Гималаев прописана подробными, вдумчивыми мазками. При этом мастерски передан светотеневой рисунок гор.
Образ Горы Пяти Сокровищ точно вылеплен из сложных оттенков, напоминающий серовато-бледный холодный блеск перламутра. Жемчужные оттенки образа Канченджанги обладают определенной символикой. Жемчужные краски придают ощущение тайны и сокрытых смыслов, наполняя живописное полотно дыханием каких-то глубинных, неземных загадок и тайн. Яркую великую вершину окаймили темно-синие краски холодных, дышащих льдом, облаками и туманами, горных пространств. При этом манера нанесения красок художником напоминает плавные тонкие разводы, когда один цвет неявно, мягко переходит в другой, обогащая имеющуюся гамму оттенков.
Вместе с тем усложняется не только колорит, но и гамма тех чувств и переживаний, которые замыслил передать автор своими полотнами. Образы облаков отличаются объемом, напоминая великое серебряное дыхание гор. Вот, где заключен могущественный дух этих мест. Облака на полотнах Рериха напоминают «летучий град», «чудный град» по тонкому метафорическому сравнению поэта пушкинской поры Евгения Абрамовича Баратынского. Облака Рериха живые, наполнены трепетом и нежностью. Они точно живые существа, которые беззаботны и легки в своем вечном полете. Матовые оттенки облаков подчеркивают плотный слой холодного воздуха, горных туманов и облаков. Мягкость очертаний рисунка облаков откликается контрастом к четким линиям выписанных горных вершин.
Картина «Жемчуг исканий» представляет собой живописный символ исканий, мотив вечного поиска духа. Мотив исканий звучит в самом изображении широких бескрайних гор, плотной вереницы облаков. Философскую работу Рериха завершает образ двух героев — ученика и Учителя, увлеченно перебирающего тонкое жемчужное ожерелье. Ожерелье — символ вечности. Жемчужная нить замкнута, бесконечна сама в себе. Жемчуг исканий — это метафора вечных духовных поисков, дух человека вечен в своих метаниях и поисках смысла.