Это одна из лучших картин Фридриха, посвященных теме смерти и воскресения. «Аббатство в дубовом лесу» считают парной работой к картине «Монах у моря». Если изображенный у моря монах еще принадлежит земной жизни, то здесь он уже перебрался в загробный мир. На переднем плане зритель видит открытую могилу — символ неотвратимо приближающейся смерти. Верхняя часть картины освещена неземным сиянием, которое дает надежду на грядущее воскресение для жизни вечной.
Сам пейзаж выглядит совершенно невероятным. Тем не менее, известно, что, работая над ним, Фридрих основывался на собственном опыте пристального наблюдения природы. Сохранился тщательно сделанный набросок одного из мертвых деревьев — он датирован 5 мая 1809 года, — и вполне возможно, что это не единственный эскиз, выполненный Фридрихом для «Аббатства». Например, развалины церкви точно воспроизводят руины цистерцианского аббатства в Эльдене, которые художник посещал, навещая родной Грейфсвальд. Эти руины, кстати, — сквозной образ творчества Фридриха.