Иванов внимательно вглядывался в пейзажи Италии — колыбели европейской цивилизации. Здесь не только каждый камень, но и сама земля свидетель истории. Вот Аппиева дорога, которая была проложена древними римлянами в 312 г. до н. э. Подобно морщинам на лице старика, она несет следы прошедших времен и символизирует вечность. Прототипом образа странника, или путешественника, изображенного на картине, стал сам Иванов. Он наблюдает происходящее беспристрастно, как будто со стороны, хотя расположен в центре полотна, прямо под руками Иоанна Крестителя. Наблюдатель, свидетель, но не участник событий — такой видит свою роль художник.
Иванов не стал изображать Святого Духа в виде голубя или сияющего облака над головой Христа, как другие художники в подобных сценах. В его произведении чудо Богоявления совершается в умах и душах людей, поэтому здесь нет действия, персонажи картины замерли в красноречивых позах. Иванов известен в основном как автор одной картины — «Явления Христа народу». Двадцать лет мастер работал над этим произведением.
Современники считали его непрактичным мечтателем: он не хотел отвлекаться от своей большой картины и писать для заработка популярные бытовые сценки. Незадолго до смерти, весной 1858 г., он привез картину в Петербург. Признание несколько запоздало: у Иванова не было прямых учеников, но русские художники последующих поколений по-разному преломляли его идеи в своем творчестве. Одним из лучших и наиболее характерных образцов пейзажной живописи Иванова является большой, тщательно разработанный этюд «Аппиева дорога при закате солнца».
Художник изобразил здесь бесконечную пустынную равнину Кампаньи; среди выжженной солнцем красновато-бурой травы вьется едва заметная дорога, ведущая в Рим. Редкие холмы, купы деревьев и развалины древних строений разбросаны кое-где по этому бескрайнему пространству. Силуэты городских зданий еле видны на далеком горизонте, где синеют отдаленные горы.
Образцовое по своей классической точности описание пейзажа Кампаньи сделал один из старших современников Иванова: «Нет ничего прекраснее, чем линии этого горизонта, чем постепенное возвышение планов и замыкающие все тонкие, бегущие очертания гор… Особая дымка, окутывающая дали, смягчает все формы и отнимает у них то, что могло бы показаться слишком резким и слишком угловатым.
Здесь никогда не бывает темных и тяжелых теней. Ни в скалах, ни в листве деревьев здесь нет таких темных масс, в которых не таилось бы нежного света. Удивительно гармонический тон соединяет землю, воды, небо; все поверхности, благодаря такой связи оттенков, переходят одна в другую, и нельзя определить, где кончается один цвет и где начинается другой». Иванов с поразительной зоркостью уловил характер римского пейзажа и средствами своей живописи сумел передать его суровое величие и своеобразную красоту. Но правдивое воссоздание облика природы не исчерпывало задач Иванова; он стремился быть не только верным натуре, но и по-новому выразительным.
В основе его этюда лежит глубокий идейный замысел, которому подчинена вся сложная, последовательно разработанная система художественных приемов. При помощи реалистического обобщения натуры Иванов создал здесь то, к чему стремились целые поколения академических мастеров; «Аппиева дорога» стала подлинно историческим пейзажем, полным возвышенной поэзии и вместе с тем живого, трепетного и глубокого лирического чувства.