Картину «Беление холста», написанную З. Серебряковой в 1917 году, по праву можно назвать шедевром монументальной живописи.
Идея написания полотна пришла к художнице в 1916 году, во время ее пребывания в Нескучном. Здесь она каждое лето могла наблюдать за бытом и трудом крестьян, вызывавших в ней чувство неподдельного восхищения. Поэтому крестьянская тематика, основная в творчестве Серебряковой на тот момент, нашла отражение и этом грандиозном живописном произведении.
Прежде, чем картина увидела свет, художницей была проделана масштабная подготовительная работа. В поиске нужного построения образов З. Серебрякова создала множество эскизов и набросков, композиционно различающихся друг от друга. На одних девушки несли холсты, на других — расстилали их «выбеливаться» под жарким солнцем, на третьих — терпеливо ждали, пока это произойдет. Менялось и время суток — изображались и утро, и полдень, и вечерние часы. Окончательный вариант композиции, который сегодня можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, представляет зрителю стоящих на берегу реки четырех девушек, ранним утром приступивших к работе.
Крестьянки не позируют художнику — они просто заняты своим трудом. Одна — разматывает холст, другая его подает, третья — расстилает, а последняя пока готовится помогать остальным. Красивы и полны жизни их лица, раскрасневшиеся в отблесках пробуждающегося солнца.
Красива в своей простоте и спадающая широкими складками одежда женщин. Движения крестьянок свободны и легки, а сами их фигуры — величественны и монументальны. Они заполняют собой все пространство картины, закрывая собой небо, что добавляет им масштабности. Каждая из фигур решена в своем цветовом ключе — зеленом, красном, синем, коричневом. Но, благодаря общему золотистому тону, они наполняют полотно тонкой колористической гармонией.
Грандиозное по своему звучанию, это плотно — последняя масштабная работа художницы. Гимн труду и свободе, прославляющий силу и красоту простых русских женщин.