Одно из лучших и трагических полотен Марка Шагала «Белое распятие» написано художником после еврейских погромов в Германии, вошедших в историю как «Хрустальная ночь». Будучи евреем, Шагал глубоко переживал политическую обстановку в Европе, диктующую откровенный антисемитизм.
Пройдет совсем немного времени, и сам живописец едва избежит концлагеря, и поэтому неудивительно, что многие его картины этого периода отражают ужасающую действительность холокоста. Примечательно, что будучи евреем, художник выбрал образ распятого на кресте Христа главным символом трагедии еврейского народа. Страдающий Христос олицетворяет у Шагала страдающих иудеев — внимательный зритель сразу найдет намеки на это отождествление.
На голове у Иисуса не терновый венец, а талес, элемент молитвенного облачения иудеев, а у ног горит семисвечник-минора. Внизу креста Шагал изобразил сцены нацистских бесчинств, а вверху картины расположились ветхозаветные персонажи, которые плачут от ужасов увиденного. Фигуру странника в зеленом облачении принято трактовать как пророка Илью, а корабль-ковчег, как символ возможного спасения. Также на картине можно заметить красные коммунистические флаги и флаг еще независимой Литвы.
Глубоко трагичен сюжет в левом нижнем углу полотна — еврей с распростертыми руками. На его груди мы видим белую табличку, которая ранее представляла надпись на идише: «Я еврей». Но Шагал решил ее закрасить, так же как и свастику на рукаве сжигающего синагогу нациста. Обличительная картина «Белое распятие» явилась предчувствием еще больших разрушений и бесчеловечных убийств, и производит невероятное сильное впечатление. Любопытным фактом является то, что это любимая работа папы Римского Франциска.