Тема картины называется «Перевернутый мир». Перед нами — площадь средневекового города с церковью, трактиром, домами с островерхими крышами. На первом плане разыгрывается шутовское представление: важно восседающий на бочке пузатый человек сражается с высокой тощей фигурой в монашеской одежде. Художник представил единоборство народного праздника Масленицы с Постом, который предшествует самому важному церковному празднику — Пасхе. И вся картина поделена на царство Масленицы и царство Поста.
На голове у Масленицы — закрытая сковорода, из которой торчат ноги жареной курицы. Бочка — его конь, вертел с поросенком — его оружие. Бочку толкают ряженые в пестрых карнавальных шапках. За ними несут блюдо с вафлями. Рядом с бочкой идет человек с горшком меда, а за ним — другой, в смешной и страшной носатой маске. Торжественное шествие сопровождают музыканты.
У входа в трактир разыгрывается шуточная свадьба, и из окон выглядывают любопытные. В глубине картины люди водят хоровод и сжигают чучело зимы.
Тощая фигура Поста возвышается на трехногом стуле. Тележку Поста везут две монахини. У ног Поста — сухие лепешки и крендели. Это та скудная пища, которую дозволено есть в это время. У колодца старухи торгуют рыбой — мясо во время поста есть запрещено.
Точно так же разгорается празднество по мере приближения к трактиру, все мрачнее и серьезнее становится сцена по мере приближения к церкви. Здесь и безногие калеки и слепые. На земле лежит завернутый в тряпье ребенок, и монахиня собирает для него подаяние. Две старухи тащат телегу, из которой торчат тощие ноги. Надев темные одежды и закрыв голову, люди входят в храм.
На первыый взгляд кажется, что перед нами — события одного дня, и художник изобразил то, что он увидел, выйдя на площадь в праздничный день. Но в какой именно день происходит действие? В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Первое воскресенье поста было, по нидерландским обычаям, днем карнавала, когда на площадях представлялись точно такие шуточные «битвы». Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. В то же время выходящая из церкви процессия поклоняющихся кресту говорит о том, что Брейгель имел в виду страстную пятницу.
Брейгель с необычайной точностью передает ощущение весны. Показаны характерные для весны занятия: стоя на приставной лестнице, женщина моет окно. На подоконник того же дома присел трубочист — с наступлением тепла он должен прочистить в домах трубы. На ветках деревьев набухли почки.
Брейгель словно стремится создать энциклопедию городской жизни весной.
Но на самом деле здесь изображено гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.
Художники той поры во все изображаемое ими вкладывали второй, скрытый смысл, зашифровывали то, о чем нельзя было говорить открыто. Брейгель умел это делать едва ли не лучше всех.
Брейгель не случайно так тщательно изобразил эпизоды посещения церкви, раздачу милостыни, скудную постную пищу. В 16-м веке католическое духовенство стало еще строже требовать соблюдения всех правил поста, регулярного посещения церкви.
На голове у Поста — улей. Храм — это улей, а прихожане — это пчелы, говорилось в католических проповедях.
Протестанты отказались от соблюдения правил поста, так что фигура Масленицы представляет протестантскую церковь. Не случаен на площади и трактир — католики пренебрежительно называли протестантские храмы трактирами. Католическая церковь запрещала своим священнослужителям жениться, и, словно наперекор ее запрету, в картине разыгрывается свадьба.
Таким образом, художник изобразил здесь религиозный спор. Но на чьей же стороне он сам? Справа мы видим играющих детей. Своей беспечностью они подчеркивают лицемерный характер католической благочестивости.
Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. На спине у мужчины — что-то напоминающее мешок. Во времена Брейгеля мешок намекал на эгоизм: эгоист, порицая недостатки и слабости других, слеп к своим недостаткам и поэтому таскает их за собой, как мешок. Рядом с мужчиной — женщина с фонарем. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. А эта лампа погасла…Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. Его фигурка — выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами.