На протяжении всей творческой жизни Николай Фешин проявлял большой интерес к этнографии. Художника интересовали языческие обычаи и первозданные народные обряды, служившие человеку духовной памятью, которая связывала его со своими корнями и своим прошлым. Неслучайно поэтому, обращаясь к жанровым работам, выбирал для их воплощения на холсте сцены народных гуляний, торжеств, народных и семейных праздников. Одну из таких сцен — обряд увоза невесты из родительского дома — Николай Фешин изобразил в картине «Черемисская свадьба», написанной им в 1908 году.
На фоне незатейливого сельского пейзажа, деревянных домов и тонких молодых берез взору открывается впечатляющее церемониальное действо, участниками которого стали все жители деревни, от мала до велика. В центре картины — невеста. На ней — традиционные белые одежды, лицо закрыто, хрупкие руки держат икону. По правую сторону от девушки стоит сваха, а за ней — многочисленные зрители, родственники и музыканты. Слева от невесты — телега с сидящим на козлах женихом, готовым увезти свою молодую супругу. Грузный располневший мужчина сдерживает лошадь. Ему это едва удается — ведь он сильно пьян, впрочем, как и подавляющее большинство собравшихся.
Главного персонажа в картине выделить невозможно. Как и во многих других жанровых работах, в «Черемисской свадьбе» каждый персонаж представлен не как самостоятельный образ, а как неотделимая часть общего действа.
В отличие от своего наставника И. Репина, Фешин не возлагает на сюжет остросоциальной нагрузки. Для него важна не «мораль» происходящего, важно — запечатлеть момент, поймать мгновение, показать определенный типаж. И работа «Черемисская свадьба» еще раз служит тому подтверждением.
Картина была представлена художником в 1909 году на весенней Академической выставке, где завоевала I премию им. А. Куинджи. Впоследствии было принято решение о демонстрации работы на Мюнхенской выставке. Здесь картине не удалось повторить первого успеха — отзывы критиков были негативными, не приняла полотно и простая публика.
Но в итоге судьба картины оказалась счастливой. В 1910 гна выставке в Институте Карнеги ее выкупил финансист У. Стиммел. «Черемисская свадьба» стала первой работой русского художника, коллекционирование полотен которого впоследствии станет главным увлечением Стиммела.