Читающая женщина. Вечер. 1895. Холст, масло, 60,9×50,8. Частная коллекция.
Французский живописец, график и декоратор Эдуар Вюйар окончил лицей Кондоре в Париже, учился в мастерской Майара и в Академии Жюлиана. В 1892 он вошел в группу «Наби», сотрудничал с символистским журналом «Ла Ревю бланш». В 1890-х художник писал декорации для авангардистских театров. На формирование творческой манеры Вюйара большое влияние оказали искусство японской гравюры и живопись П. Гогена.
Вюйар обладал обостренным чувством цвета и декоративности. В его произведениях сочетались максимальная обобщенность формы и яркие цветовые пятна, образующие изысканную гармоничную картину. Используемые плоскостные решения позволяли художнику соединять персонажей и предметы в едином подчеркнуто декоративном пространстве интерьера, объединяющем мир человека и окружающих его предметов.
Такова и представленная в альбоме картина, в которой гармонично соотнесенные цвета, почти «размытые» формы создают общее настроение, ощущение глубоко личных собственных воспоминаний, переживаний, отстраненных от хаоса внешнего мира. Любимой техникой мастера была пастель. Другие известные произведения: «В постели». 1891. Музей Орсе, Париж; «Супружеская жизнь». Ок. 1900. Частное собрание, Париж; «Дамы Натансон за вышиванием на веранде». 1913. Музей Орсе, Париж.