Сера, как Ренуар, Дега, Тулуз-Лотрек и другие художники, являлся частым гостем цирка Фернандо. Его завораживало действие, происходящее на сцене. Иногда он заходил сюда вместе с близким другом Шарлем Анграном — единственным, с кем мог поделиться самым сокровенным.
На картине все математически выверено: каждое касание кистью холста не случайно, каждая точка занимает определенное место. Расположение персонажей просчитано с помощью специально намеченной сетки. Сера провел в цирке не один вечер, делая зарисовки то наездницы, то месье Луаяля, то забавной шапочки клоуна. В первом нижнем ряду в цилиндре он разместил своего друга Анграна.
Сера очень спешил закончить работу и писал ее с большим нетерпением. После того как годом ранее критики нелестно отозвались о его картине «Канкан», он мечтал взять реванш и выставить «Цирк» на предстоящей Выставке независимых художников, до открытия которой оставались считаные дни. К большому сожалению, завершить начатое не удалось: 29 марта 1891 года, через несколько дней после того как открылась долгожданная экспозиция, Жорж Сера неожиданно скончался. Точный диагноз так и не был поставлен, доктора связывали причину смерти с менингитом, инфекционным эндокардитом, пневмонией и дифтерией. Дописывал полотно уже другой художник — неоимпрессионист Максимилиан Люс.
Композиция выстроена по диагонали, что усиливает передачу движения и атмосферу праздника. Предметной детализации Сера противопоставляет исключительную экономию в цветовом решении картины. Синяя краска контрастирует с намеренно бедной и бледной палитрой фона, в изображении которого доминируют желтые и красные тона.