Ко времени написания этой работы Рембрандт обосновался в Амстердаме, но по тематике и небольшим размерам картина напоминает лейденский период. Центральную фигуру называли по-разному: то философом, то ученым. Религиозная подоплека кажется здесь менее вероятной. Мыслители, погруженные в чтение, похоже, очаровывали Рембрандта; на протяжении многих лет он несколько раз возвращался к этой теме.
Жизнь, посвященная изучению книг, размышлениям и праведным трудам, возможно, казалась Рембрандту особенно привлекательной по сравнению с собственной напряженной, но суетной, светской жизнью, на которую обречен модный художник.
Дотошные знатоки обратили внимание, что, винтовая лестница заимствована из книги по перспективе, написанной художником, знакомым Рембрандта. Лестница использована для создания композиционного эффекта: ее нижний изгиб фокусирует взгляд на погруженном в раздумья ученом, чья неподвижность резко контрастирует с рвением женщины, орудующей щипцами в камине.