Человеческий портрет, состоящий из цветов — так можно охарактеризовать работу Джузеппе Арчимбольдо под названием «Флора». Из бутонов и лепестков складываются черты лица и воротник, а сама одежда — из ниспадающих листьев. На голове — яркий венок, в центре которого красная лилия. Из воротника, в нижней его части, выглядывает, словно фонарик, желтая лилия. При этом портрет получился, как живой. У глаз есть свое выражение. Кажется, что флора с портрета наблюдает за нами. Такого достичь может только истинный мастер живописи.
Свежесть и оригинальность идей Арчимбольдо нравилась королю Рудольфу, которому в дар и предназначалась эта картина, ставшая одной из поздних работ художника. Ранее он экспериментировал с подобной темой, создавая портреты из даров природы и различных предметов. Так появился его знаменитый цикл «Времена года». Правда, там в основном эксплуатируется тема мужского портрета. Вообще, в жанре портретного натюрморта у Арчимбольдо мужчины встречаются куда чаще.
Здесь же мы видим женщину, которая улыбается. Не потому ли лепестки цветов так нежны и так плотно прилегают друг к другу? Ведь автору картины надо было показать именно женское тело. Поэтому на нем не должно быть резких грубых переходов. Оно должно быть лишено какой бы то ни было брутальности. Это должна быть настоящая богиня цветов. Но, увы, она выглядит пожилой: все-таки контуры цветов напоминают морщинки, но и лицо старушки может быть прекрасным, ели оно озарено улыбкой и лучистым взором.
Флора — это не старушка, скорее дама средних лет, умудренная опытом. Это видно по ее взгляду. В нем нет свойственной юным созданиям пылкости, состояние ее уравновешено, на лице написана доброта, но чувствуется легкая ирония, как искорка в глазах.