За прошедшие века человечество не переставало искать эликсир бессмертия, философский камень, пытаться изобрести машину времени, да мало ли что еще! Равно как и поиск гармонии — как в себе, так и вовне — всегда был заветной мечтой многих представителей рода людского.
Пожалуй, одной из самых гармоничных эпох был период классики в истории греческой античности, когда в людях как бы уравновесились все начала: земное и небесное, духовное и телесное, низкое и высокое. Звуки музыки тоже способны вызывать чувство, близкое к катарсису — нравственному потрясению и очищению души. Те, кто слышал звуки органа «живьем», подтвердят эти слова. Органная музыка кажется неземной, нечеловеческой.
Не потому ли художник Фрэнк Дикси назвал картину, на которой запечатлены двое — мужчина и женщина, исполняющая что-то на органе, именно «Гармонией»? Девушка предельно одухотворена — она даже не смотрит на клавиши под пальцами, как будто звуки из них извлекают не они, а сам Бог. Взгляд ее устремлен куда-то сквозь стены и пространство, сама она не здесь, а уносится вместе со звуками в мир мечты и гармонии.
Молодой человек внимательно наблюдает за самой девушкой и тоже, словно пребывает в некой прострации, изображен в позе роденовского мыслителя — подперев рукой щеку и опершись на край органа. Пространство храма, где, скорей всего, художник и «подсмотрел» данную сцену, наполняется светом благодаря огромным витражам. Сами же витражи оформлены в виде мозаики, на которой угадываются фигуры Богоматери с младенцем на руках. Таким образом, внутреннее пространство готического храма буквально раздвигается на наших глазах. В левом нижнем углу — ваза с вечнозеленым растением. Она служит как бы напоминанием в миниатюре: время никуда не уходит, уходим мы, а природа и искусство пребудут вечно.