Главный алтарь Фрайбургского собора — Ганс Бальдунг

Главный алтарь Фрайбургского собора — Ганс Бальдунг

Главный алтарь Фрайбургского собора   Ганс Бальдунг

Ганс Бальдунг Грин создал много прекрасных алтарей. В немецком городе Фрайбург-в-Брайсгау есть знаменитый собор Богоматери, который называют Фрайбургский Мюнстер Главный Алтарь собора — знаменитое живописное произведение, которое мастер создал в 1513-16 г. г.

Алтарь по праву считается самым значительным произведением художника. Прекрасны лирические сцены из жизни Богоматери на створках алтаря и полная ликования центральная композиция Коронация Девы Марии. Яркие и смелые цвета, строгие и ясные композиции, сделали алтарь Фрайбурга одним из шедевров Северного Возрождения.

По форме это двухсторонний алтарный триптих. В течение года разные створки и алтарные картины открываются по определенным датам и праздникам, соответствующие религиозному событию. В течение литургическеского церковного года алтарь открыт, за исключением Рождества и Великого поста. Центральной частью Главного алтаря является Коронация Девы Марии.

«Коронация Девы Марии» — центральная картина алтаря. Средневековая религиозная живопись символична. Здесь нет случайных элементов и деталей. В картине отражена главная идея христианства — учение о Троице. Человеческим разумом Бог не постижим, но из любви к своему творению, Бог открывается и являет Себя человеку в трех Лицах. Три божественных Лица это — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Дева Мария парит в окружении ангелов, которые радостно трубят в трубы, играют на арфах, лютнях, флейтах, исполняя гимн во славу Богоматери. Над нею голубь — символ Святого духа. Справа от Марии изображен Иисус Христос в красной мантии, под ней мы видим раны на его груди. На руках и ногах Спасителя также обозначены раны от гвоздей. Христос увенчан короной, символизирующей терновый венец. Правой рукой Христос держит шар, в нем Мария видит свое отражение. Слева от девы Марии изображен седовласый Бог-Отец, увенчанный короной с драгоценными камнями. Бог-Отец, Иисус Христос коронуют Деву Марию.

Фрайбургский Мюнстер — это кафедральный католический собор. Следует подчеркнуть, что Фрайбург не поддержал Реформацию и его граждане остались католиками, которые отмечают Рождество 25 декабря. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества. Первое воскресенье Адвента — это начало церковного года. Каждое последующее воскресенье будет праздноваться как второй, третий и четвертый Адвент. Заканчивается предрождественское время Сочельником 24-го декабря.

В период Адвента Главный Алтарь Фрайбургского Мюнстера закрыт. Закрытые створки образуют новую композицию из четырех панелей, где показаны лирические сцены из жизни Девы Марии.

Сейчас мы рассмотрим алтарные створки, которые открыты в период Адвента. Первая панель слева — Благовещение. Художник изобразил момент, когда архангел Гавриил явился Марии со словами «Радуйся, Мария, благодати полная. Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус». Яркий и красочный колорит картины производит сильное впечатление. Художнику удалось передать стремительное движение архангела — крылья, развевающиеся зеленые одежды и волосы. А Дева Мария, услышав благую весть, опускается на колени.

На второй панели показана Сцена встречи Марии и Елисаветы. Евангелие от Луки описывает встречу так: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: …благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!». Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери ее будущее. В чревах обеих женщин обозначены плоды, у Елизаветы — будущий Иоанн Креститель и у Марии — Иисус Христос.

Третья панель изображает Рождение Иисуса Христа. По цветовой гамме она резко отличается от остальных. Темный фон картины освещен только светом луны. Мария преклонила колени и молитвенно сложила руки. Ярко высвечивается фигурка новорожденного младенца Иисуса, и лик Марии освещен божественным сиянием, которое исходит от новорожденного. Бальдунг Грин использовал художественный прием контраста, который усиливает эмоциональное воздействие всей композиции.

На четвертой панели показана Сцена Бегства в Египет. Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. Праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».