Голова девочки (Этюд к портрету Ершовой с дочерью) — Василий Тропинин

Голова девочки (Этюд к портрету Ершовой с дочерью)   Василий Тропинин

Талант и художественное мастерство Василия Тропинина были таковы, что многие принимали его портреты за произведения Рембрандта, столько в них было поразительного колорита и силы освещения. Грациозные же женские головки доставили ему славу «русского Греза».

Василий Андреевич занял в московской культурной жизни ту нишу, которая до него пустовала, и стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в образах современников и гармонию, и противоречивость московской жизни. По замечанию А. Н. Бенуа, что для Петербурга значил Кипренский, то для Москвы, если не больше, — Тропинин.

Отсюда непринужденно-бытовая, «домашняя» интонация его портретов, ощущение близкого знакомства с моделями будто бы живущими по соседству. Художник не поправлял природу модели и не приукрашивал ее искусственным эффектами; с всевозможной тщательностью передавал он почти неуловимые особенности лица изображаемого человека. «Портрет В. И. Ершовой с дочерью» — один из лучших у художника.

Сам тип двухфигурного изображения вошел в русскую живопись вместе с сентиментализмом. Однако при сохранении идеи произведения — показать душевное родство близких людей — вместо характерного для таких портретов намеренного выражения чувств с оттенком театральности, Тропинин передает непосредственное проявление материнской нежности и гордости своим ребенком. С любовью к маленькой модели выражено эмоциональное состояние девочки, доверчиво прильнувшей к матери, ищущей у нее поддержки. Атмосфера теплоты и домашности качественно выделяет «Портрет В. И. Ершовой с дочерью» в ряду работ того же типа в русском и западноевропейском искусстве.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)